Сюрреализм в Каталонии.
В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.
Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX века до конца XX. Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.
Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, в первую очередь о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.
В этом сложном художественном явлении, которое впервые представлено на выставке в Эрмитаже, нашла своеобразное преломление древняя культура этих мест, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников то особое своеобразие, которые позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства (знакомясь с экспозицией, можно обратить внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого). Выделяются два основных центра – Кадакéс и Фигерес.
«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой.
Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.
Сальвадор Дали (1904- 1989) – главный представитель сюрреализма как всемирного явления, несмотря на свою всеобщую известность универсального художника, оставался не только каталонцем, но и в значительной степени жителем Ампурдана – городов Фигерес, Кадакéс и Портльигат. Его вдохновляли знакомые с детства пейзажи, друзья, художники, с которыми у него всегда оставались теплые дружеские отношения. Дали не заключает в себе всю ампурданскую живопись, а также сюрреализм Ампурдана, но только ему каким-то непостижимым образом удалось первым представить её миру и сделать знаменитой.
Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» из собрания Музея Тиссена-Борнемиса в Мадриде.
О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.
В ряду самых известных и значимых сюрреалистов, следом за Дали, идёт Анжел Планельс («Луна на берегу моря», 1947). Среди других видных ампурданских художников Эстебан Франсес («Сюрреалистическая композиция», 1932), Жауме Фигерас («Сюрреалистический пейзаж», 1980), близкие к Дали Эварист Вальес («Свет в эвклидовом пространстве», «Автопортрет навеянный разлукой», 1948) и Жоан Массанет («Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес», 1935-1936; «Вирхен дель Мар», «Женщина с рыбой») Следует признать очевидным, что, в той или иной мере, все ампурданские живописцы, пришедшие вслед за Дали, испытали его определенное влияние.
Кураторы выставки: со стороны Государственного Эрмитажа - Святослав Константинович Савватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; со стороны Каталонии - Алисия Виньяс Паломер, Юрий Ростиславович Савельев.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, Муниципалитами Жироны и Фигереса.