Выставка «Две Пальмиры. Архитектура».

Жан-Батист Льенар (1750–1807) По рисунку Л.-Ф. Кассаса Храм или монумент в Пальмире (храм Баал-Шамина) Иллюстрация из книги «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту…» 1798–1799 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом
Максим Борисович Атаянц (р. 1966) Пальмира. Триумфальная арка 2005 г. Бумага, перо и кисть коричневым тоном
Максим Борисович Атаянц (р. 1966) Пальмира. Триумфальная арка 2019 г. Бумага, перо коричневым тоном
Неизвестный гравер По оригиналу Г. Хофстеде ван Эссена 1693 г. Панорама Пальмиры Ок. 1779 г. Бумага; гравюра офортом
Томас Мейджор (1720–1799) По рисунку Дж.-Б. Борры Панорама Пальмиры Иллюстрация из книги Р. Вуда и Д. Докинса «Руины Пальмиры…» 1753 г. Бумага; гравюра офортом
Семен Семенович Абамелек-Лазарев Пальмира: археологическое исследование князя Абамелек-Лазарева Санкт-Петербург. Типография Академии наук. 1884 г.
Неизвестный гравер По рисунку К.Лооса Панорама Пальмиры Иллюстрация из книги И.-Б. Фишера фон Эрлаха «План исторической архитектуры…» 1721 г. Бумага; гравюра офортом.
Более шестидесяти экспонатов – рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 3 декабря, 2020 (Весь день) по понедельник, 25 января, 2021 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6/8
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе Эрмитажа работает выставка «Две Пальмиры. Архитектура», посвященная взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга – Северной Пальмиры.

Более шестидесяти экспонатов – рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет – не только подчёркивают сходства в архитектурных решениях «двух Пальмир», но и наглядно демонстрируют непрерывность изучения и осмысления наследия Пальмиры учеными и архитекторами на протяжении веков, а также ценность этих изобразительных источников для реконструкции отдельных памятников и всего комплекса. Выставка является одной из трех частей выставочного проекта, приуроченного ко Дню Пальмиры в Эрмитаже.

Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») – один из богатейших городов Востока в поздней Античности. Разрушенный императором Аврелианом в III веке н.э., он был заново открыт европейцами в конце XVII века и до изобретения фотографии был известен только по рисункам и гравюрам, которые представлены на выставке. Среди них – первые гравированные панорамы античного города рубежа XVII–XVIII веков, первое иллюстрированное описание памятников Пальмиры 1753 года Р.Вуда и Д. Докинса, а также стремившееся его превзойти издание 1799 года французского архитектора Л.-Ф. Кассаса. Эти изображения открыли европейской публике облик Пальмиры, сформировали представление о ней как о прекрасном городе, наполненном величественными памятниками классической архитектуры, как о труднодостижимом, затерянном среди пустыни осколке европейской цивилизации. Именно этот образ стал ключевым для сопоставления Пальмиры пустыни с Санкт-Петербургом – Пальмирой севера.

Впервые сравнение Санкт-Петербурга с Пальмирой появляется в конце XVIII века. В немалой степени оно было подготовлено сравнением Екатерины Великой и царицы Зенобии, знаменитой правительницы Пальмиры, которое возникло на 20 лет раньше в сочинениях французских публицистов, называвших русскую императрицу «Зенобией Балтики». Образ умной и решительной женщины, возглавившей государство от имени малолетнего сына после смерти мужа, распространившей свою власть на огромные территории и некоторое время успешно противостоявшей Римской империи, был в это время хорошо известен и в Европе, и в России. Возможно, что представленный на выставке знаменитый профильный портрет Екатерины II в античном шлеме был вдохновлен рельефом с изображением царицы Зенобии.

Параллели между двумя городами особенно явственно проявились в архитектуре и градостроительстве Северной столицы – в первую очередь в облике арки Главного штаба, композиция которой повторяет Триумфальную арку в Пальмире. Рисунки с видами Дворцовой площади рубежа XVIII–XIX веков из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Русского музея напомнят посетителям выставки о градостроительной задаче, которая была возложена на К.И. Росси – завершить ансамбль главной площади города. Проектные чертежи архитектора для арки Главного штаба из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и основанные на них графические реконструкции, выполненные Архитектурной мастерской Максима Атаянца, представят этапы творческого поиска великого зодчего и покажут, какую роль в нем сыграла архитектура Пальмиры.

На выставке также можно увидеть фотографии Пальмиры 1870–1880-х годов, когда она стала более доступна для путешественников и исследователей из Европы. Именно такой предстала Пальмира перед князем С.С. Абамелек-Лазаревым, археологом-любителем, автором первого русскоязычного исследования об этом древнем городе, благодаря которому в коллекции Эрмитажа появился выдающийся памятник письменности и истории – пальмирский таможенный тариф.

Современные виды Пальмиры представлены на выставке рисунками нашего современника – архитектора и художника Максима Атаянца. Техника их исполнения отсылает к зарисовкам, которые делали мастера XVIII века, открывавшие для Европы облик Пальмиры, Баальбека, Пестума и других древних городов. Степень детализации и трудоемкость процесса создания этих произведений напоминают лучшие образцы жанра гравированной ведуты того же периода – работы А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези. Рисунки выполнены Максимом Атаянцем с натуры в 2005 и 2019 годах, то есть до и после разрушения пальмирских памятников в результате конфликтов в Сирии. В них чувствуется и то восхищение Античностью, которое испытывали первые путешественники, достигшие Пальмиры в конце XVII века, и интерес практикующего архитектора к деталям, и сожаление об утрате уникального комплекса, которое сродни чувству утраты близкого человека. Архитектурная мастерская Максима Атаянца – один из участников совместного проекта Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН по созданию цифровой трехмерной модели Пальмиры.

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при участии Института истории материальной культуры РАН, Архитектурной мастерской Максима Атаянца, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Российской национальной библиотеки, Архитектурного бюро «Студия 44».
Куратор выставки – Сергей Орехов, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

Материалы из архива: