Выставка «Две Пальмиры. Архитектура».
В Главном штабе Эрмитажа работает выставка «Две Пальмиры. Архитектура», посвященная взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга – Северной Пальмиры.
Более шестидесяти экспонатов – рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет – не только подчёркивают сходства в архитектурных решениях «двух Пальмир», но и наглядно демонстрируют непрерывность изучения и осмысления наследия Пальмиры учеными и архитекторами на протяжении веков, а также ценность этих изобразительных источников для реконструкции отдельных памятников и всего комплекса. Выставка является одной из трех частей выставочного проекта, приуроченного ко Дню Пальмиры в Эрмитаже.
Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») – один из богатейших городов Востока в поздней Античности. Разрушенный императором Аврелианом в III веке н.э., он был заново открыт европейцами в конце XVII века и до изобретения фотографии был известен только по рисункам и гравюрам, которые представлены на выставке. Среди них – первые гравированные панорамы античного города рубежа XVII–XVIII веков, первое иллюстрированное описание памятников Пальмиры 1753 года Р.Вуда и Д. Докинса, а также стремившееся его превзойти издание 1799 года французского архитектора Л.-Ф. Кассаса. Эти изображения открыли европейской публике облик Пальмиры, сформировали представление о ней как о прекрасном городе, наполненном величественными памятниками классической архитектуры, как о труднодостижимом, затерянном среди пустыни осколке европейской цивилизации. Именно этот образ стал ключевым для сопоставления Пальмиры пустыни с Санкт-Петербургом – Пальмирой севера.
Впервые сравнение Санкт-Петербурга с Пальмирой появляется в конце XVIII века. В немалой степени оно было подготовлено сравнением Екатерины Великой и царицы Зенобии, знаменитой правительницы Пальмиры, которое возникло на 20 лет раньше в сочинениях французских публицистов, называвших русскую императрицу «Зенобией Балтики». Образ умной и решительной женщины, возглавившей государство от имени малолетнего сына после смерти мужа, распространившей свою власть на огромные территории и некоторое время успешно противостоявшей Римской империи, был в это время хорошо известен и в Европе, и в России. Возможно, что представленный на выставке знаменитый профильный портрет Екатерины II в античном шлеме был вдохновлен рельефом с изображением царицы Зенобии.
Параллели между двумя городами особенно явственно проявились в архитектуре и градостроительстве Северной столицы – в первую очередь в облике арки Главного штаба, композиция которой повторяет Триумфальную арку в Пальмире. Рисунки с видами Дворцовой площади рубежа XVIII–XIX веков из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Русского музея напомнят посетителям выставки о градостроительной задаче, которая была возложена на К.И. Росси – завершить ансамбль главной площади города. Проектные чертежи архитектора для арки Главного штаба из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и основанные на них графические реконструкции, выполненные Архитектурной мастерской Максима Атаянца, представят этапы творческого поиска великого зодчего и покажут, какую роль в нем сыграла архитектура Пальмиры.
На выставке также можно увидеть фотографии Пальмиры 1870–1880-х годов, когда она стала более доступна для путешественников и исследователей из Европы. Именно такой предстала Пальмира перед князем С.С. Абамелек-Лазаревым, археологом-любителем, автором первого русскоязычного исследования об этом древнем городе, благодаря которому в коллекции Эрмитажа появился выдающийся памятник письменности и истории – пальмирский таможенный тариф.
Современные виды Пальмиры представлены на выставке рисунками нашего современника – архитектора и художника Максима Атаянца. Техника их исполнения отсылает к зарисовкам, которые делали мастера XVIII века, открывавшие для Европы облик Пальмиры, Баальбека, Пестума и других древних городов. Степень детализации и трудоемкость процесса создания этих произведений напоминают лучшие образцы жанра гравированной ведуты того же периода – работы А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези. Рисунки выполнены Максимом Атаянцем с натуры в 2005 и 2019 годах, то есть до и после разрушения пальмирских памятников в результате конфликтов в Сирии. В них чувствуется и то восхищение Античностью, которое испытывали первые путешественники, достигшие Пальмиры в конце XVII века, и интерес практикующего архитектора к деталям, и сожаление об утрате уникального комплекса, которое сродни чувству утраты близкого человека. Архитектурная мастерская Максима Атаянца – один из участников совместного проекта Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН по созданию цифровой трехмерной модели Пальмиры.
Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при участии Института истории материальной культуры РАН, Архитектурной мастерской Максима Атаянца, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Российской национальной библиотеки, Архитектурного бюро «Студия 44».
Куратор выставки – Сергей Орехов, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.