МУЗЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА.

Даты проведения: 
с 15 марта 2012 по 14 апреля 2012
Адрес: 
Литейный пр., д. 53
Санкт-Петербург
Россия

Феномен Петербурга занимает умы вот уже нескольких поколений. Город как суммарный итог творческой деятельности каждого живущего в нем говорит с нами на языке своих улиц, зданий, воды, островов, людей, историй, текстов, изображений.
Искусство петербургского художника Филиппа Кондратенко парадоксальным образом связано с идеей визуализации культурной составляющей Ленинграда–Петербурга ХХ века, с тем, что принято называть «Петербургским текстом».
Действующие лица художественной сцены – поэты, писатели, художники и музыканты, создавшие своими биографиями и произведениями культурный контекст минувшего времени, рассматриваются автором через символическую призму пластического искусства. Он не просто портретирует по «документальным следам» Анну Ахматову, Андрея Белого, Лидию Гинзбург, Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Харджиева, Ольгу Ермолаеву и многих других, но предлагает внелитературную концепцию замечательных личностей. Филипп Кондратенко находит для каждого новую специфическую мету, некий интеллектуальный иероглиф, который, будучи выражен средствами визуального искусства, позволяет понять персонажей недавней культурной истории нашего города как ближних людей, о которых мы, кажется, знали чрезвычайно много, но не могли это знание объединить и визуализировать так, чтобы, наконец, их воочию увидеть.
Выбор персонажей субъективен – это личный и намеренно пристрастный отбор самого художника, вызванный внутренними причинами, важными для него и не связанными с «коэффициентом цитирования».
В экспозицию вошли живописные и графические портреты. В одних художник лишь намечает портретное сходство, в других намеренно уходит от него, создавая обобщенный образ, передающий не внешние детали, а внутреннюю сущность.
Филипп Кондратенко предлагает всеобъемлющее зрелище, где «восстановлены» не только сами личности многих творцов «Петербургского текста», но и пространство города, в котором они творили. В почти абстрактных пейзажах явлена пластическая городская среда в ее ритмических и композиционных особенностях, породившая вообще-то самих этих людей. Меты города, данные нам ежедневно, но часто не осязаемые нами, предстают на выставке «Музей Петербургского текста» как музыкальная партитура, не прочесть которую уже невозможно. Художник своим искусством словно проводит абрис вокруг эфемерностей, составляющих смысл сегодняшней культуры, состоящей не только из пантеона творцов, но и из неуловимых градаций, иногда схватываемых нашим зрением в среде Петербурга. Он заставляет нас не только смотреть, но и видеть, навсегда сохраняя в себе отпечатки такого узнавания, без чего нет не только искусства, но и человеческого бытия. Куратор Николай Кононов.

Подобные материалы