Выставка Ирины Затуловской.
В Каминном зале Государственного музея «Царскосельская коллекция» откроется выставка московской художницы Ирины Затуловской.
На выставке будет впервые представлена серия иллюстраций к рассказам Антона Павловича Чехова, изданная в Японии издательством «Мичитани» (Токио, 2004-2014 гг.). Идея проекта заключалась в том, что одному рассказу Чехова была посвящена целая книга. Всего было семь книг: «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», «Студент», «Ванька», «О любви», «В Москве на Трубной площади», «Человек в футляре». Японцы явились абсолютными чемпионами по изданию книг художницы. Здесь нельзя не признать близость рисования Ирины Затуловской «а-ла прима с восточной каллиграфией», когда несколькими росчерками удается приблизиться к замыслу. В этом есть большая схожесть графики художницы с иероглифами, которые сохраняют в своем начертании древнюю пиктограмму, изначальный код. Японцы любят первозданное, они любят докапываться до сути, до большой простоты. Этим близок им и А.П.Чехов, и виртуозно-простые рисунки Ирины Затуловской.
Трактовка художницей рассказов Чехова – предельно личная (как и все в ее творчестве). Текст оригинала дополнен «лирическими отступлениями» и расширенным изобразительным комментарием. Так, например, рисунки к рассказу «Крыжовник» превратили Чехова практически в Кафку. На каждую страницу текста приходится своя иллюстрация, так что образы сливаются в единую кинематографическую ленту, параллельную произведению А.П.Чехова.
Кроме «чеховских» иллюстраций на выставке представлен «Нос» Николая Васильевича Гоголя, где черные силуэты идут от реального изображения, превращаясь в абстракцию, и тем самым подчеркивая безумие самого текста. Остатки от вырезанных черных силуэтов собраны в хаотические композиции, которые становясь рядом с текстом, набранным иероглифами, порождают новые смыслы, превращаясь в знаки и недоговоренности, которые так любит японская культура.
Другая серия – «Маска» – представляет собой вариации на тему погребальной маски Х века. Материал (рисовая бумага) и тема изображений вполне соответствуют заявленной японской тематике выставки. Простое обобщенное изображение, доведенное до своего предельного знака, многажды повторенное автором, воздействует на зрителя как ритуальный жест.
Биография:
Родилась в 1954 году в Москве в творческой семье.
С 1966 года училась в Детской художественной школе на Красной Пресне, в с 1971 по 1976 годы — в Московском полиграфическом институте.
В 1979 году вступила в Московское отделение Союза художников СССР. В 1997 году избрана в Финляндии Художником года.
В период 1997—1998 годов художница выполнила дизайн и элементы керамического убранства в гроте старого гранитного карьера на территории Покровского братства в местечке Йорвас, близ Хельсинки, где по её проекту была устроена часовня в честь святой Елизаветы Федоровны.
В 2004 году награждена премией «Мастер»
Работает в разных жанрах – занимается живописью, графикой, книжной иллюстрацией, создает объекты. Определяет жанр, в котором работает, как русское «arte povera», критики также называют его неопримитивистским минимализмом. Характерна аскетичная манера — два-три цвета, простые силуэты. Создаёт объекты, живопись на листах железа, фрагментах старой мебели, крайне редко — на холсте. Сюжеты-метафоры актуализируют сказки и мифы в современном контексте.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, ГМИИ им. Пушкина, Государственном Русском Музее Санкт-Петербурга, а также в музеях Финляндии, Польши, Италии и в других музеях и собраниях в России и за рубежом.
Персональные выставки Ирины Затуловской прошли в Русском музее [2003г]., ГМИИ им. Пушкина [2014г.], Государственной Третьяковской Галерее [2016 г.]. В 2013 году Ирина была участницей Московской Биеннале Современного Искусства, а в 2017 – Биеннале в Венеции.