Великий Карл.
В Михайловском дворце Русского музея открыта главная выставка 2024 года «Великий Карл», приуроченная к 225-летию со дня рождения величайшего мастера академической живописи Карла Брюллова. Масштабная ретроспектива представит более 300 произведений Брюллова из коллекции Государственного Русского музея и других музеев России и Беларуси, а также частных собраний.
Карл Брюллов был одним из немногих живописцев, который обрел всероссийскую и европейскую славу при жизни, а после смерти – мировую.
Главное творение мастера – «Последний день Помпеи» станет центральным экспонатом выставки. Впервые это колоссальное историческое полотно будет представлено посетителям после первой почти за 200 лет комплексной научной реставрации.
Еще одним уникальным событием станет первый в России показ картины «Христос во гробе» и плафона «Богоматерь во славе в окружении святых». Русскому музею принадлежит уникальный комплекс авторских подготовительных материалов к росписям Исаакиевского собора, включая громадный фрагмент плафона «Богоматерь во славе в окружении святых», который размещен в экспозиции под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его во всех деталях.
Среди других признанных шедевров: «Итальянский полдень», «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», «Портрет сестер Шишмаревых», «Всадница».
Настоящей сенсацией мирового значения станет первая демонстрация широкому кругу зрителей работы Карла Брюллова «Христос во гробе» (1836). Картина выполнена в редкой технике, делающей живопись транспарентной (прозрачной). Подсветка работы выявляет цветовую структуру образа, придает объем и глубину, порождая ощущение мистического пространства.
Работа «Христос во гробе» создавалась для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга и путешествовала с ним в Финляндию и Германию. С 1930-х годов местонахождение произведения считалось неизвестным, оно было обнаружено только в конце прошлого столетия. Благодаря двадцатилетним усилиям Федеральной службы безопасности и других государственных органов шедевр вошел в музейный фонд Российской Федерации и стал частью коллекции Русского музея.
Гений мировой живописи Карл Брюллов – представитель одной из величайших творческих династий России. Его отец Павел Иванович был скульптором-орнаменталистом, академиком Императорской Академии художеств, а старшие братья Александр и Федор – архитектором и художником соответственно.
В Императорской Академии художеств, где наставниками Карла были прославленные мастера эпохи классицизма Андрей Иванов, Алексей Егоров и Василий Шебуев, он всегда был в числе самых талантливых учеников. По окончании курса Брюллов был удостоен Большой золотой медали за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», а Общество поощрения художников назначило ему пенсионерскую поездку в Италию, где Карл прожил почти 13 лет.
Там художник создал свой главный шедевр, полотно, ставшее вехой в истории отечественной живописи – «Последний день Помпеи». Произведение, под впечатлением от которого написал вдохновенные строки великий современник Брюллова, Александр Пушкин, принесло Брюллову европейскую известность.
В Петербург Брюллов вернулся уже знаменитым живописцем, которому рукоплескали Рим и Париж. Здесь он создал великолепные портреты выдающихся деятелей русской культуры Василия Жуковского, Ивана Крылова, Нестора Кукольника, Ивана Витали, был дружен с Михаилом Глинкой и Василием Тропининым. О художнике с восхищением писали Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Евгений Баратынский. Брюллов оказал огромное влияние на отечественную портретную живопись: от Ивана Крамского и Василия Перова до Валентина Серова и Михаила Врубеля.
Брюллов был не только непревзойденным мастером парадного и камерного портрета и исторической живописи. Он принимал участие в создании образов для Казанского собора, работал над росписью главного купола Исаакиевского собора. Увы, трудясь в холодном недостроенном здании, художник тяжело заболел и скончался в Италии, куда отправился на лечение.
Значение Брюллова для русской культуры неоценимо. На памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде среди фигур политических деятелей, военачальников, ученых и писателей есть только один художник. Это Карл Брюллов.