Выставка «Падение Амана: картина Рембрандта в зеркале времени».
4 октября 2019 года исполняется 350 лет со дня смерти великого художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Эта дата широко отмечается в Нидерландах и во всем мире.
Отдавая дань гению Рембрандта, Государственный Эрмитаж представляет после реставрации один из самых таинственных и впечатляющих шедевров своей коллекции ‒ «Падение Амана». Открытие выставки «”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени» является знаковой частью программы Года Рембрандта в России.
Рембрандт ван Рейн ‒ крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Рембрандт ‒ великий гений светотени, непревзойденный мастер изображения человеческих эмоций, один из важнейших и изобретательнейших художников не только в Голландии XVII века, но и во всей истории мирового искусства.
Эрмитажное собрание живописных и графических произведений Рембрандта – одно из лучших в мире. В музее представлены все периоды творчества художника, начиная от ранних работ до произведений, созданных в последние годы жизни. Полотнам кисти мастера отведен целый зал, в музее хранится практически полное собрание его офортов. Отдельно в экспозиции представлены многочисленные работы его учеников (зал «Школа Рембрандта»).
«Падение Амана» (ок 1660-1665 гг.) – феноменальное по силе воздействия полотно, принадлежащее к позднему периоду творчества Рембрандта. Картина поступила в Эрмитаж в 1773 году, ее приобрела императрица Екатерина Великая у шотландского купца и арт-дилера Джона Блэквуда.
Центральный образ композиции ‒ мужчина в богатом восточном одеянии ‒ самый яркий и полный драматизма персонаж. Его бледное лицо с опущенными веками под сверкающим тюрбаном кажется осунувшимся, печать горестной покорности лежит на нем, поза отражает бессилие. Ладонь его руки прижата к груди, как случается в момент сильного душевного потрясения. Справа, в глубине картины ‒ человек в царском облачении, слева – седобородый старец в простой одежде. Художник помещает центрального героя на границе между темным задним планом и освещенным передним; создается впечатление, что он покидает других участников сцены.
Образная сложность эрмитажного произведения, вызывающая богатые ассоциации, породила в прошлом разные гипотезы о его сюжете и датировке. С середины ХVIII века композиция была известна как «Падение Амана» («Осуждение Амана»), иллюстрирующая событие ветхозаветной Книги Есфирь. Книга рассказывает, как молодая царица Эсфирь и ее воспитатель Мардохей сумели предотвратить коварные планы всесильного фаворита царя Артаксеркса ‒ Амана, замыслившего уничтожить всех евреев в Персии. В Голландии XVII столетия Книга Есфирь пользовалась большой популярностью. Жители Республики Соединенных провинций воспринимали триумф добродетели и падение тирана как параллель собственной борьбы против испанского владычества.
В XX веке вокруг сюжета картины развернулась оживленная дискуссия, были предложены и другие трактовки – «Давид и Урия», «Ионафан покидает пир Саула», «Иосиф отворачивается от братьев», но все они не нашли достаточно убедительных аргументов. Большинство специалистов сходятся на том, что Рембрандт изобразил Амана в момент, когда он слышит приказ Артаксеркса оказать высшие почести его главному врагу ‒ Мардохею Иудеянину. Потрясенный Аман покоряется судьбе, понимая, что это начало его падения. Замысел и исполнение полотна соответствуют поискам приемов передачи сложных драматических эмоций, характерных для позднего Рембрандта.
Образную сложность композиции подчеркивают восточные мотивы, играющие важную роль в картинах голландского мастера. Мир экзотического Востока, каким его создает Рембрандт – это тонкое переплетение богатого творческого воображения, жизненных наблюдений и впечатлений, почерпнутых из художественных источников: гравюр и рисунков старых европейских мастеров, а также иллюстрированных книг о путешествиях на Восток, которые художник коллекционировал сам или встречал в Амстердаме.
Недавно завершившаяся реставрация картины «Падение Амана», освободившая ее поверхность от толстых слоев пожелтевшего лака и ретушей, позволяет более четко рассмотреть особенности авторской живописной техники, богатой тонкими цветовыми нюансами и выразительными фактурными мазками.
Многие исторические темы и сюжеты книг Ветхого Завета нашли свое отражение в произведениях Рембрандта и его современников. В составе экспозиции представлены офорт Рембрандта, известный под названием «Большая еврейская невеста», (ок. 1635), а также знаменитая гравюра «Триумф Мардохея» (ок. 1641), где художник изображает Амана на переднем плане. Посетители увидят картину одного из ранних рембрандтовских учеников Фердинанда Бола (1616-1680) ‒ «Молодая женщина перед зеркалом» (Туалет Эсфири?), исполненную в 1640-х годах, и композицию «Пир Эсфири», принадлежащую кисти неизвестного художника школы Рембрандта.
Особое место на выставке занимает гравюра в технике меццо-тинто английского мастера Ричарда Хьюстона (1721/1722-1775) ‒ «Осуждение Амана», исполненная по живописному оригиналу Рембрандта.
Неотъемлемой частью экспозиции являются произведения прикладного искусства стран Востока. Подобные образцы имели хождение на рынке Амстердама в эпоху Рембрандта. В инвентаре имущества художника (1656 г.) упоминаются старинные ткани, восточное оружие, экзотические одежды и другие предметы, которые Рембрандт использовал как реквизит при работе над историческими полотнами.
Реставрация картины проведена Виктором Анатольевичем Коробовым, художником-реставратором высшей категории, заведующим Лабораторией научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Т.А. Баранова).
Автор идеи, куратор выставки ‒ Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель голландской живописи XVII-XVIII веков.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Падение Амана”. Картина Рембрандта в зеркале времени» (2019).