От Ореста Кипренского до Павла Федотова.

К.П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. 1833–1835. Картон, акварель, графитный карандаш, тушь, перо.
П.Ф. Соколов. Портрет графини Е.Т. Разумовской. 1817. Бумага, итальянский карандаш, белила, сангина.
О.А. Кипренский. Портрет А.Р. Томилова (1779–1848). 1813. Бумага, итальянский карандаш.
А.О. Орловский. Голова лошади. 1807. Бумага, бистр, перо.
Рисунки и акварели первой половины XIX века.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 12 октября, 2023 (Весь день) по понедельник, 12 февраля, 2024 (Весь день)
Адрес: 
ул. Садовая, 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Выставка «От Ореста Кипренского до Павла Федотова» знакомит зрителя с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея. На экспозиции представлены около ста произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами.
В натурных штудиях и эскизах исторических композиций начала XIX века в полной мере проявился высокий уровень мастерства русской академической школы. Яркие, контрастные акценты света и тени, стремительность карандашных линий и штриховка рождают ощущение спонтанности возникновения образа, его полноты и цельности. Они позволяют составить более достоверное и полное, по сравнению только с картинами, представление о творческом пути и наследии многих художников, таких как Алексей Егоров или Василий Шебуев, Орест Кипренский, Карл Брюллов и других.
Жанровое многообразие, свойственное графике, наиболее полно воплотилось в рисунках Александра Орловского. Этот художник одинаково увлеченно работал над портретами и пейзажами, бытовыми и батальными сценами, карикатурами и шаржами. С портретами Орловского контрастируют произведения Кипренского, виртуозно исполненные и построенные на тончайших нюансах мягких линий и штриховки итальянского карандаша. Среди них особое место занимают изображения участников Отечественной войны 1812 года.
Художники следующего поколения много работали акварелью. Для братьев Александра и Карла Брюлловых акварель стала идеальным воплощением творческих интересов и поисков. Парадные и камерные портреты, жанровые композиции, часто наполненные юмором, а также их итальянские пейзажи, в которых вполне узнается «авторский почерк», относятся к самым значительным явлениям в истории русской акварели.
Увлечение «итальянским жанром» не миновал и Александр Иванов. Акварели «Жених, покупающий кольцо для невесты», «Ave Maria», «Октябрьский праздник в Риме» входят в цикл работ, исполненных в годы пребывания в Италии.
Историю русского рисунка и акварели первой половины XIX столетия завершает творчество Павла Федотова. Как жанрист он сосредоточился на сюжетах из русской жизни, расширяя привычный ранее круг персонажей, внося нотки сатиры и пронзительного трагизма.
ми выставки остались тысячи произведений и десятки имен художников, и в будущем возможны новые экспозиции и новые открытия для знатоков и любителей старого искусства.

Материалы из архива: