Ленинградский эстамп.
В «Голубой Гостиной» Санкт-Петербургского Союза художников» будет проходить выставка «Ленинградский эстамп». Это выставка произведений мастеров, в разное время работавших в Экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза советских художников (ЭЛМ ЛОССХ).
Выставка приурочена к 200-летию Императорского общества поощрения художеств. На экспозиции будут представлены эстампы (литографии, офорты, линогравюры, монотипии) более пятидесяти авторов из фонда графики Союза художников СПб и частных собраний.
История Экспериментальной литографской мастерской началась в 1933 году, когда по инициативе художника и искусствоведа Всеволода Воинова была создана графическая лаборатория – мастерская секции графики ЛОССХ. В мастерской работали в технике литографии, офорта и ксилографии. В 1938 году мастерская получает новые помещения, обновляет техническую базу. Теперь это «Экспериментальная полиграфическая мастерская».
Многие исследователи ленинградского искусства довоенного периода называют 1930-е годы «золотым веком» в истории отечественной литографии. Ведущими художниками мастерской и безусловными авторитетами для молодежи были Г.Верейский и Н.Тырса. Верейский развивал в эстампе традиции русского реалистического рисунка. Его искусство повлияло на творческую манеру А.Пахомова, В.Курдова, Н.Кострова, Н.Судакова, А.Каплана. Тырса был главным вдохновителем экспериментального поиска. Для молодых художников это были подлинные «университеты».
Основной особенностью ленинградской литографской школы (в отличие от московской) было то, что активную роль в развитии этого жанра играли живописцы, которые вели в Мастерской экспериментальные поиски в области цвета(А.Ведерников, Н.Лапшин, Б.Ермолаев, В.Матюх). Популярными жанрами стали натюрморт, пейзаж, жанровые композиции. Ю.Васнецов, Е.Чарушин, А.Якобсон – художники, прошедшие «школу» В.В.Лебедева в Детгизе- создавали уникальные эстампы для детей.
В годы Великой отечественной войны и Блокады на базе Мастерской возобновил свою деятельность «Боевой карандаш», возникший в период Советско-финской войны. Агитационные плакаты печатались в технике цветной литографии. В это период в мастерской активной работали В.Курдов, И.Астапов, Н.Павлов, Н.Муратов. В блокадном городе А.Ф.Пахомов создал драматическую серию литографий «Ленинград в дни блокады (1942-1944)»
В 1945 году Мастерская становится «Экспериментальной литографской мастерской» и просуществовала под этим названием до переезда в 1963 году из здания ЛОССХ в только что построенный «Дом художника» на Песочной набережной, д.16.
После войны в Мастерской работали такие прославленные мэтры ленинградской графики как А.С.Ведерников, В.А.Власов, Ю.А.Васнецов, Б.Н.Ермолаев, Г.М.Неменова, В.Ф. Матюх, М.С.Чарнецкая, В.И.Курдов, А.Л.Каплан, М.И.Кукс, А.Н.Якобсон, М.Н.Скуляри. Это был не просто коллектив мастеров – ярких индивидуальностей с хорошо узнаваемым почерком - это была общность людей, близких друг другу по системе художественных взглядов и нравственных ценностей.
С 1963 по 1990 год Мастерская называлась Цехом эстампов Графического комбината Художественного фонда РСФСР. В этот период здесь активно работали В.Вильнер, А.Давыдов, В.Вальцефер, Б.Власов, Г.Ковенчук, В.Бродский, М.Карасик, В.Мишин, Ю.Люкшин, О.Яхнин, Б.Забирохин, О.Биантовская, С.Белый, Е.Натаревич, И.Тарасюк, Л.Эскараева, О.Давыдова и многие другие ленинградские художники, занимавшиеся станковой печатной графикой. Сменив местоположение Мастерская, как и ранее, оставалась центром авторской печатной графики и площадкой для художественных и технических экспериментов.