Великий Князь Александр Невский. Образы и символика.

Икона Князь Александр Невский. Мастерская К. И. Конова. 1908–1917 годы. Серебро, дерево, темпера, ткань; чеканка, тиснение, золочение.
Цепь с портретами русских великих князей, царей, императоров и императриц. Россия, Санкт-Петербург. Конец XVIII века. Золото, эмаль, жемчуг; литье, чеканка, гравировка.
Орден Александра Невского. Учрежден 29 июля 1942 года. Автор проекта И. С. Телятников. Серебро; эмаль.
В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского (1236–1252).
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 27 мая, 2021 (Весь день) по воскресенье, 5 сентября, 2021 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского (1236–1252), великого князя Владимирского (1252–1263), героя Невского и Ледового сражений, святого Русской православной церкви.
К этой юбилейной дате Государственный Эрмитаж подготовил выставку, которая включает около 200 экспонатов XIII–XXI веков из собрания музея. Экспозиция в залах Зимнего дворца знакомит с основными событиями жизни Александра Невского, раскрывает значение его личности для истории России.

Александр Ярославич родился в 1221 году в Переславле Залесском. Он происходил из рода владимиро-суздальских великих князей, был внуком Всеволода Большое Гнездо и правнуком Владимира Мономаха. Александр Невский рано проявил себя как умелый политик и выдающийся полководец. Во главе русского воинства 15 июля 1240 года он разбил шведские войска, вошедшие в устье Невы, а два года спустя, 5 апреля 1242 года, разгромил объединенные военные силы Ливонского ордена и епископа Дорпатского на льду Чудского озера (эта битва известна как «Ледовое побоище»). Решающие сражения произошли в трудное для Руси время татаро-монгольского нашествия. Победы Александра Невского обезопасили северо-западные границы русского государства и стали гарантом его политической независимости, сохранения государственности и единой веры, а также культурной самостоятельности народа. После смерти Александра Ярославича в 1263 году началось его прославление как защитника земли русской. В 1547 году он был причислен к лику общерусских святых.

Являясь родоначальником ветви московских князей, Александр Невский занял важное место в генеалогии Романовых, утвердившихся на престоле в 1613 году. Это нашло отражение в Царском титулярнике – «Большой государевой книге, или Корне российских государей» 1672 года. Галерея изображений князей и царей из этой иллюстрированной рукописи послужила важнейшим иконографическим источником для мастеров XVIII века, создававших произведения на тему родословия русских правителей. К этой группе относятся представленные на выставке инталии-печати и медали с портретами самодержцев, а также образцы книжной графики и различные иллюстрации к историческим сочинениям.

Новый этап в истории почитания Александра Невского связан с грандиозными преобразованиями Петра Великого. В 1710 году, в самый разгар военных действий со Швецией, по приказу Петра I в Санкт-Петербурге был заложен монастырь в честь Живоначальной Троицы и Александра Невского «для того, что сей великий князь здешних пределов Российских от нападения шведов был всегдашний охранитель».

30 августа 1724 года, в годовщину завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира, по указу императора рака с мощами святого с почестями была доставлена в Александро-Невский монастырь. Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга, а основанная на берегах Невы обитель – одним из важнейших духовных и культурных центров города. История перенесения мощей благоверного князя из владимирского Богородице-Рождественского собора в Александро-Невский монастырь отражена на выставке: посетители познакомятся с неизвестными до настоящего времени фактами, раскрывающими детали сложной организации этой грандиозной церемонии.

На выставке представлен деревянный ковчег конца XVII века, в котором мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург. Он был вложен в серебряный саркофаг, являющийся частью ансамбля монументальной серебряной гробницы. Уникальная гробница, изготовленная из первого серебра, найденного в России, является центральным экспонатом выставки. Она состоит из саркофага, двух декоративных групп воинских трофеев, двух напольных подсвечников и большой пятиярусной пирамиды. Этот особый по своей значимости для русской культуры ансамбль был создан в 1746–1752 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны, продолжательницы деяний своего отца. Авторами проекта композиции являются придворные художники Г. Х. Гроот и Л. Каравак. В работе над созданием произведения принимали участие десятки мастеров-серебряников и резчиков того времени. Особенностью художественного оформления гробницы являются сложные сюжетные композиции – сцены из жизни Александра Невского, которые сопровождают посвятительные тексты М. В. Ломоносова. Все элементы заключены в обрамления из орнаментальных мотивов, типичные для стиля барокко. В этом ансамбле отразились все программные установки правления Елизаветы Петровны: верность заветам отца, укрепление международных позиций России, развитие внутренних ресурсов страны, активизация научных знаний и реформа русского стихосложения. Таким образом, гробница Александра Невского является уникальным памятником русской государственности.

Мемориальный комплекс гробницы Александра Невского был передан в Государственный Эрмитаж в 1922 году. Музейным сотрудникам чудом удалось спасти его от переплавки – участи, постигшей в первые годы советской власти тысячи произведений церковного искусства. Еще не единожды после событий тех лет Эрмитаж сумел отстоять выдающийся памятник ювелирного искусства «елизаветинского барокко». Во время Великой Отечественной войны мемориальный комплекс первым эшелоном отправили в эвакуацию на Урал, и всю войну сотрудники Эрмитажа внимательно следили за состоянием сохранности произведения. После возвращения в Ленинград началась незамедлительная работа по реставрации памятника, и в 1949 году серебряный ансамбль был установлен в Концертном зале Зимнего дворца. Продолжением многолетней заботы об уникальном памятнике стала его комплексная реставрация, начатая в 2011 году и продолжающаяся по сей день. Истории поступления мемориального комплекса в Эрмитаж и его бережного хранения в стенах музея, а также его современной научной реставрации посвящен специальный раздел выставки.

Особое внимание в экспозиции уделено развитию и изменению иконографии благоверного князя Александра Невского. Интерпретация образа святого, на протяжении столетий отличавшаяся удивительной гибкостью, отражала систему ценностей определенного времени. Если в Древней Руси благоверного князя, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах, то при Петре Великом его начали прославлять как непобедимого полководца. С этого времени Александр Невский предстает на иконах в виде прекрасного воина, в рыцарских доспехах и императорской мантии: ориентиром для иконописцев служили парадные портреты Петра I. Сопоставление благоверного князя Александра Невского с Петром Великим определяет идеологический подтекст новой иконографии святого, главная задача которой заключалась в обосновании легитимности установленной императорской власти. Многогранность подходов к изображению святого отражают представленные на выставке произведениям иконописи, графики и эмальерного искусства XVIII–XIX веков.

В XIX веке возросло благоговейное отношение к святому Александру Невскому, хотя его почитание уже не отличалось тем официально-политическим подтекстом, который имел место в петровскую эпоху. Он был небесным патроном трех российских императоров: Александра I, Александра II и Александра III, что также способствовало созданию и широкому распространению икон и храмов его имени. Появление многих икон было инициировано памятными событиями в жизни императорской семьи: рождениями наследников, восшествием на престол, вступлением в брак, чудесными спасениями во время покушений. В состав выставки включены мемориальные предметы с образом святого Александра Невского, ранее принадлежавшие нескольким поколениям дома Романовых. Среди них драгоценный складень, выполненный по заказу владимирского дворянства для поднесения Александру III и Марии Федоровне в день коронации 15 мая 1883 года, а также икона в шитом окладе с фигурами благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, созданная по случаю серебряной свадьбы императорской четы.

Важная часть экспозиции отведена ордену Святого Александра Невского, первое награждение которым состоялось в 1725 году. В этот раздел входят не только орденские знаки и звезды, но также гравированные и живописные изображения его кавалеров в орденской одежде. Украшает выставку парадный Александровский сервиз, выполненный по заказу Екатерины II на частной фарфоровой мануфактуре Ф. Я. Гарднера в 1778–1780 годах и дополненный предметами с Императорского фарфорового завода в XIX веке.

После Октябрьской революции 1917 года орден Святого Александра Невского был отменен, однако во время Великой Отечественной войны был учрежден вновь. Победитель Невской битвы и Ледового побоища стал одним из национальных символов страны: его чтили как героя и великого полководца.

В наше время орден Александра Невского снова вошёл в государственную наградную систему Российской Федерации. Его вручают за особые личные заслуги перед Отечеством в области международных отношений, обороноспособности страны, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, охраны здоровья. На выставке представлены знаки ордена Александра Невского, которыми были награждены М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, и его заместитель по научной работе Г.В. Вилинбахов.

Завершают экспозицию произведения середины XX – начала XXI века, которые отражают значимость фигуры Александра Невского в современной истории России: медали, предметы фарфора, сувенирные значки. Не проигравший ни одного сражения князь по сей день воспринимается как выдающийся защитник Отечества, охранитель чистоты веры русского народа.

Кураторы выставки: научные сотрудники Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа – Анна Петровна Иванникова и Борис Дмитриевич Зашляпин.
Выставку сопровождает научный каталог. Также подготовлено издание, посвященное истории создания, сохранения и реставрации мемориального комплекса гробницы Александра Невского (изд. Государственного Эрмитажа, 2021).

Материалы из архива: