Мечта об Италии.
В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны», организованная Государственным Эрмитажем совместно c Музеем Лувр и включающая свыше 400 экспонатов.
Благодаря уникальному сотрудничеству двух мировых музеев выставка впервые за 160 лет представит наиболее выдающиеся произведения искусства, некогда составлявшие Музей Кампаны.
Собрание Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли (1809 – 1880) считалось одной из самых значительных частных коллекций XIX века. Оно выделялось многочисленностью и качеством входивших в нее экспонатов – античных ваз, предметов из бронзы, в том числе вооружения, античной и ренессансной скульптуры, живописи – всего порядка 12 000 артефактов, многие из которых без преувеличения можно причислить к шедеврам.
Следуя традициям аристократических римских семей, Джованни Пьетро Кампана преумножил скромную коллекцию произведений искусства древности, завещанную ему отцом и дедом. С конца 1820-х до 1850-х годов маркиз провел целый ряд археологических раскопок в Риме, области Лацио и этрусских городах Вейи и Черветери, где ему посчастливилось обнаружить многие из предметов, ставших впоследствии шедеврами его собрания. Эти открытия позволили ему занять видное место в истории итальянской археологии XIX века. Не ограничиваясь приобретениями, сделанными во время раскопок, Кампана активно покупал предметы искусства древности и на антикварных рынках, как лично, так и посредством широкой сети агентов, работавших на него от Этрурии до Сицилии.
Коллекция маркиза Кампаны, получившая название Музеум, благодаря своему энциклопедическому разнообразию и численности, формировавшаяся на протяжении более тридцати лет, которые совпали с движением за освобождение Италии от иностранного господства и ее объединение – Рисорджименто, стала символом национального культурного достояния Италии.
Имя Кампаны стало широко известно в научных кругах, его музей мечтали посетить коллекционеры, аристократы, специалисты и любители искусства. Однако, в ноябре 1857 года, Джованни Пьетро Кампана, который с 1833 года занимал должность директора ключевого финансового учреждения Папской области, ссудной кассы Монте-ди-Пьета в Риме, был обвинен в растрате. Его художественная коллекция была конфискована и выставлена на продажу в 1861 году для возмещения понесенных убытков.
Часть коллекции Кампаны приобрёл император Александр II для Эрмитажа, обогатив его собрание шедеврами античного искусства, сюда вошли «565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие и 77 мраморов» и фрески школы Рафаэля. Значительная часть собрания была продана Наполеону III и в 1863 году передана в Музей Лувр. Произведения коллекции маркиза пополнили также собрания Британского музея и Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Остальное рассеялось среди частных коллекционеров.
Открывают выставку артефакты, найденные маркизом во время раскопок, которые он организовывал в Этрурии и окрестностях Рима, раскрывающие личность Джампьетро Кампаны как археолога, демонстрируя источники пополнения его собрания древностей.
Основная часть экспозиции дает представление о составе коллекции маркиза Кампаны. Произведения искусства расположены по разделам, в соответствии с их описанием в каталоге коллекции «Cataloghi Campana», опубликованном в 1858 году. Согласно этому изданию собрание делилось на двенадцать классов: восемь объединяли предметы искусства древности, а остальные четыре включали живопись, майолику и скульптуру от эпохи Возрождения до Нового времени.
Наряду с шедеврами эрмитажного собрания – знаменитой коллекцией ваз и скульптуры, включающей всемирно известные антики – гидрия «Царица ваз», бюст Антиноя, крышку погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статую Афродиты с Эротом, Музеем Лувр представлены такие известные произведения, как этрусский саркофаг супргов, рельефы Кампаны, фрагмент Алтаря мира, этрусские ювелирные украшения, живописные работы Тадео Гади, Паоло Венециано, Доменико Гирландайо.
Наиболее яркое представление о музее Кампаны даёт созданная на основе исторических фотографий реконструкция одного залов музея Кампаны – Экседры, где было выставлено пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре.
Завершает экспозицию раздел, посвященный продаже коллекции маркиза Кампаны, и ее судьбе в стенах Эрмитажа и Лувра.
Кураторы выставки: со стороны Государственного Эрмитажа: Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения; Елена Николаевна Дмитриева, со-куратор, младший научный сотрудник Отдела Античного мира, кандидат искусствоведения;
со стороны Музея Лувр: Франсуаз Готье, заведующая Отделом греческих, этрусских и римских древностей; Лоран Омессер, хранитель Отдела греческих, этрусских и римских древностей.