Гобелены и живопись Марата Тажибаева.

Даты проведения: 
с 26 марта 2013 по 6 апреля 2013
Адрес: 
наб. канала Грибоедова, д. 103
Санкт-Петербург
Россия

Гобелен и картина – это совсем по-разному устроенные организмы. Гобелен последовательно возрастает снизу вверх, наглядно демонстрируя все этапы своего создания. Тем самым он является как бы возведённым нитью памятником поступательному ходу времени. Тело гобелена – изображение, а тело изображения – гобелен, и из этой парадоксальной слитности следует, что создание гобелена – акт повышенно стратегический.
Живописец соизмеряет свои действия с плоскостью, объективно уже существующей. В живописи время поглощается этой плоскостью. Здесь главенствует не порядок действия, как в гобелене, но поле действия. Моторика движений здесь сравнительно прямая и совпадает с пространственным распределением: не утонувшая в ступенчатости, в шорохе прибавления, но склонная к самоуничтожению, к сокрытию предыдущего. Не нужно забывать и того, что краска как материал обретает свойства и качества только в результате касания кистью поверхности, тогда как нити – это уже воплощённый, материализованный цвет, получивший вес, объём, длительность.
Марат Тажибаев в своих гобеленах умозрительным, подчинённым строгой пластической идее рисованием и гладким плетением дистиллирует из шерстяных нитей их чистое цветовое качество, достигая состояния тёплой невесомости. А помещая гобелен на подрамник и окружая ассамбляжем, Марат делает гобелен элементом структуры, основанной на пространственной логике (и этим родственной живописи), чем сталкивает не только «условное» и «безусловное», но и отчасти сами два разных вышеописанных способа действовать.
В своих живописных опытах Марат стремится не страховаться повышенной стильностью гобеленного рисования. Он внимательно изучает натуру, стараясь не впадать в механическую этюдность. Важное свойство картин Марата – его большое уважение к самой вещественности плоскости (холста ли, картона ли) и нежелание полностью скрывать это тело. Как правило, он пишет раздельными цветовыми пятнами, стараясь избежать наслоений, перекрытий, как будто на генетическом уровне и здесь присутствует усмиряющая пульс последовательность плетения гобелена. На выставке Марата Тажибаева интересно проследить, как подспудно пересекаются, реагируют друг на друга две столь различные практики.
Никита Ткачук.

Материалы из архива: