Спектакль «Веселое имя — Пушкин».
К 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и в преддверии Всероссийского дня лицеиста в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии только один вечер, 12 октября, Творческий бренд Dance Open представляет уникальный театральный проект.
Великие люди, как и великие явления, события и знаки эпох, парадоксально уязвимы. Не забвение, но пустое идолопоклонничество непостижимым и коварным образом оборачивается для них темной стороной славы. С каждым днем из застывших образов, перед которыми принято трепетать, монотонно выхолащивается жизнь: милые и нелепые черты, цвет глаз и волос, манера говорить, смеяться, дышать и писать стихи. Остаются удобно причесанные биографии, равнодушные памятники на центральных площадях городов, затертые строки в учебниках и сухие рекомендации в методичках школьных программ…
Пушкин, как известно, «великий российский классик», «гениальный поэт» и вообще «наше всё». Как писала Марина Цветаева, с некоторых пор он – и тога, и схима, и мера, и грань, и монумент, и мавзолей. Хотел он или нет, но с ним это случилось. Или с ним это сделали. Разбираться сейчас – бессмысленно и поздно. Но никогда не поздно перенести поближе к сердцу воспоминания – свои и чужие – о человеке, чье имя знакомо нам с малолетства, и чьи стихи мы читаем наизусть.
Дабы не допустить, чтобы этот живой и прекрасный человек умер еще раз.
В театральной афише октября вниманию петербургской публики предлагается литературно-музыкальный проект «Веселое имя – Пушкин» к 220-летию со Дня рождения поэта. По жанру это театральный, творческий и психологический эксперимент. К участию в нем зрителей приглашает драматург и философ, автор сценария, режиссер и актер Вениамин Смехов. В спектакле задействован уникальный творческий альянс –Алексей Кортнев, Светлана Сурганова, Дмитрий Высоцкий, Анна Геллер и Сергей Чекрыжов.
Шесть голосов – шесть личностей – шесть совершенно разных взглядов на мир. Здесь нет ролей, – здесь каждый говорит сам за себя, потому как каждому есть, что сказать по этому поводу.
Спектакль находится в процессе рождения и будет показан всего один вечер, 12 октября, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Благодаря блистательной драматургии, актерской игре и острой поэтической интуиции артистов (а среди них в этом проекте, как минимум, двое – поэты) зрители лицом к лицу встретятся с теми, кто знал Пушкина раньше и лучше нас. Они поговорят с соседями по имению и с друзьями по лицею, с нежными подругами, с поклонниками и с завистниками, с учителями и учениками, с последователями и преследователями, с «закадычными» врагами и случайными администраторами...
Пролистав культурный слой эпох, артисты и зрители дойдут до страниц книги, где рукописи и портреты смешаны с гравюрами и шаржами, а приметы милой старины – с образами современников: сегодня, как и двести лет назад, люди читают Пушкина.
В этот вечер со сцены прозвучат свидетельства Гоголя, Булгарина, Достоевского, Керн, Писарева. Пророки поколений – Мережковский, Блок, Горький, Цветаева, Зощенко, Булгаков, Ерофеев, Лотман, Высоцкий, Окуджава, буквально вырывая забронзовевшие аксиомы из ленты истории, расскажут нам о своем Пушкине.
Облегчает ли жизнь маска любимца публики, шутника и повесы?
Известно, что тем, кто смеется, облегчает, а тому, кто острит, укорачивает...
Пушкин был влюблен в жизнь «со всею возможною страстию», и, как никто, знал в ней толк. Цену легкости, которой завидовали и в которой обвиняли, он тоже знал и платил по счетам саркастичными и пророческими заявлениями своих литературных героев. У них он хранил свои бездны – конфликт с вечностью и самоиронию, насмешки над суетным светом и беспрерывный поиск себя, а еще – страх чего-то не успеть. Ведь, как писал Александр Блок, уж слишком часто праздничное и триумфальное шествие поэта нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Спектакль не претендует на разгадки тайн биографии Александра Сергеевича, равно как и на новое слово в исследовании его творчества. Уж кому, как не филологам знать, что можно бесконечно переписывать учебники, каждый раз в духе времени представляя характеры Онегина, Гринева, Дубровского, Дон Жуана, Моцарта или Сальери, – но ведь ничего из того, что там написано, не подразумевалось автором на самом деле! В конечном итоге, никто никому не давал права решать, что хотел сказать своим произведением поэт, и о чем (или о ком) он думал.
Но если удастся выйти за границы обязательной программы, стать ближе к живой человеческой истории, превратить в лично пережитое фразу «Пушкин – наше всё», услышать заново его стихи и… собственное сердце, значит, идея спектакля возникла не зря.
Музыкальные акценты расставит мастер пронзительных симфонических саундтреков, жизнелюб – рок-н-рольщик, музыкальный сатирик и универсальный инструменталист Сергей Чекрыжов – его импровизации за роялем будут способствовать зрительским впечатлениям.
Подробности о спектакле и билеты на сайте: danceopen.com