Центр тяжести.
Совместная выставка Михаила Дронова и Виктора Корнеева в Государственном музее городской скульптуры представит в С.-Петербурге двух выдающихся мастеров современной отечественной пластики. Входящие в десятку ведущих скульпторов России, сегодня они хорошо известны и нередко работают за ее пределами. Поэтому их работы отражают актуальные европейские тенденции в развитии скульптуры.
Михаил Дронов и Виктор Корнеев принадлежат к поколению «восьмидесятников», на сломе эпох взявшего на себя миссию реформировать российское искусство. Зрелые мастера фигуративной пластики, оба они выработали глубоко индивидуальную манеру, отдав дань важнейшим стилистическим направлениям в мировом искусстве ХХ века – неоклассике и модернизму. Ясность, цельность и значимость высказывания этих художников сказывается и в перфекционизме формальных построений, и в философской глубине осмысления мира. Как Дронов, так и Корнеев нацелены на поиск, эксперимент, расширение границ собственной вселенной.
Экспериментальным духом пронизана архитектоника проекта «Центр тяжести»: выставлена только скульптура, активно организующая пространство вокруг себя. Избранные произведения, зачастую этапные, авторы разместили в залах музея свободно и выразительно. Это облегчает восприятие глубинного месседжа и полисемантической символики произведений. «Воздух» - пространственные цезуры - в залах музея позволяют войти в непосредственный контакт со скульптурой, уловить малейшие нюансы. Даже для крупноформатных композиций здесь характерна тонкая, тщательная проработка поверхности. Будь то теплое дерево или холодная бронза, все работы несут следы прикосновения рук художника. Зрителю передается их мощная энергетика, служа залогом искренности авторского высказывания.
Продолжение экспозиции в музейном дворе напоминает о даре монументалиста, присущем и Дронову, и Корнееву: целый ряд их произведений установлены на пленэре и в пространстве города. Безукоризненная архитектоничность позволяет даже небольшим работам легко превращаться в ландшафтные объекты. Художники убеждены: скульптура должна обогащать урбанистическую среду, полноправно, и не только в качестве памятников, жить в мегаполисе.
В контексте Северной столицы дуэт Дронов – Корнеев выступает посланником московской школы пластики, самобытной и разноликой. Для творческой репрезентации в С.-Петербурге скульпторы отобрали программные произведения, созданные за три десятка лет. Возник цельный ансамбль из работ различных жанров, от портрета до исторической композиции.
Диалог двух ярких индивидуальностей развивается на разных уровнях. В частности, каждый из авторов представил произведения в своем излюбленном материале. Для М. Дронова это классическая бронза, для В. Корнеева - камень и дерево. Такой подход позволил показать широкий спектр техники скульптуры в ее сегодняшнем переосмыслении, а также яснее выявил черты сходства и различия мастеров. Если М. Дронов кажется по преимуществу постмодернистом, то В. Корнеев скорее неоклассик. Однако внимательный взгляд обнаружит общую для них приверженность натуре и иные точки соприкосновения, в том числе на уровне идей. При этом оба подвергают зримый мир свободной и смелой трансформации, вызывая широкий спектр реминисценций и ассоциаций.
В совершенстве владея приемами станковой и монументальной скульптуры, круглой пластики и рельефа, мастера виртуозно работают в жанрах портрета, многофигурной композиции, даже пейзажа, крайне редко проникающего в скульптуру. Стилистические различия при разработке схожих мотивов, демонстрируемые Дроновым и Корнеевым, вариации пластических решений в рамках одного жанра превращают выставку в увлекательное зрелище с неожиданными поворотами сюжета. Интригует разнообразие трактовок и обилие новаций: например, каждый по-своему разрабатывает редкий в скульптуре жанр натюрморта. Такова минималистская, но вылепленная в реалистическом духе, полная скрытого лиризма работа Дронова "Валенки" (2002) - метафорический образ русской глубинки. У Корнеева же гедонистический, но исполненный в суровом граните «Натюрморт с арбузом» (2001) – пронизанный иронией парафраз картин старых голландских мастеров. Во многих произведениях затронута тема телесности, сущностная для искусства скульптуры.
Собранные воедино скульптуры емко очерчивают важнейшие этапы пути, пройденного авторами. В разные годы служившие визитной карточкой художника, теперь они стали знаками времени. Таковы, например, композиции М. Дронова "Старик с хворостом" (1984), "Робин Гуд" (1996) и "Бегущая по волнам" (2006). «Лебединое озеро» (1995) и многофигурную композицию 2008 года «Болото» можно считать манифестом, в котором автор дал аллегорическую оценку происходящему в стране. Сопоставление этапных работ показывает как широту диапазона, так и стремление мастера без ложного пафоса, глубоко лично интерпретировать события новейшей истории.
Оба художника – из числа тех редких творцов, кто не боится менять однажды найденную манеру. Объединяет их и открытость мировой культуре, где особенно привлекают наследие Античности, Ренессанса, Парижской школы. Коллеги также вступают в диалог со старыми мастерами, обнаруживая способность к тонкому синтезу форм и направлений. Обращаясь к историческим сюжетам либо жанру ню, скульпторы привносят в классические мотивы обертоны сегодняшней интерпретации. В разговоре на «вечные» темы мастера используют язык иносказания - без ложного пафоса, но с остросовременными интонациями.
Как Дронова, так и Корнеева отличают новаторский подход к модуляциям формы в пространстве вкупе с тонким пониманием классических канонов. Коллеги остро осознают проблематику современной пластики. Высокий профессионализм, мастерская лепка и обостренное чувство ритма, внятная артикуляция смысловых и пространственных акцентов ставят их в ряд наиболее перспективных скульпторов. Не теряющие связи с неоклассической традицией европейской пластики, но прочно усвоившие и эстетику постмодернизма, они ведут диалог со многими своими предшественниками: Генри Муром, Альберто Джакометти, Джакомо Манцу, Марино Марини, наравне с ХХ веком апеллируя к иным эпохам и культурам, вплоть до первобытного искусства и архаики.