Мастера нэцкэ.

Лошадь. Слоновая кость, рог. Киото. XVIII в.
Обезьяна и черепаха. Слоновая кость, рог. Киото. Вторая половина XVIII в.
Обезьяны. Нагоя, провинция Овари. Вторая половина XVIII в. Дерево.
Мальчик, рисующий Амэ-но Удзумэ. Слоновая кость. Киото или Эдо. Первая половина XIX в.
Собака, щенки и старая шляпа. Кувана, провинция Исэ (совр. преф. Миэ). Конец XVIII – начало XIX в. Дерево.
Осьминог и лангуст. Осака. Середина XIX в. Слоновая кость, рог.
Обезьяна, разглядывающая нэцкэ в виде обезьяны с персиком. Осака. Около 1896. Слоновая кость, рог.
Карп. Киото. Последняя треть XVIII в. Слоновая кость, рог.
Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX веков.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 3 октября, 2024 (Весь день) по воскресенье, 19 января, 2025 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX веков из частных коллекций и собрания Государственного Эрмитажа».
Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Нэцкэ представляют собой миниатюрную скульптуру со сквозным отверстием, через которое пропускали шёлковый шнур и привязывали к фигурке любой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Изначально нэцкэ имело исключительно утилитарное назначение: служило стопором, удерживающим на поясе необходимые мелочи – например, коробочку для лекарств или кисет с табаком. Их носили таким способом, так как ни один из предметов традиционного мужского костюма не имел карманов.
Выставка, посвящённая искусству нэцкэ, уже проводилась в Эрмитаже в 2016 году. В этот раз она предстала в абсолютно новом составе и рассказывает об основных центрах резьбы миниатюрной скульптуры и ведущих мастерах этого направления XVIII–XX веков. Для выставки подобрано 32 предмета из собрания Государственного Эрмитажа и 153 экспоната из шести частных коллекций.
Большинство ранних нэцкэ не имеют авторской подписи, так как эта традиция сформировалась не сразу. Тем не менее на выставке можно увидеть произведения, авторство которых установлено: фигурки «Буйволицы» и «Буйвола» резчика Томотада, одного из самых знаменитых мастеров за всю историю существования этого искусства, основателя школы резьбы миниатюрной скульптуры в Киото. На экспозиции также представлены работы резчика Масанао, который преимущественно изображал животных. Среди его самых узнаваемых героев – тигры с пухлыми щеками и пушистыми бровями. Выставка знакомит с произведениями мастеров Ёсинага и Ёситомо: «Тёкарō сэннин», «Хотэй с мальчиком карако», «Окамэ со снежным шаром» – резчики почти полностью отказались от изображения животных, сосредоточив усилия на создании персонажей китайских легенд.
Основные центры резьбы нэцкэ сформировались как в столичных, так и в провинциальных городах Японии: Осака, Киото, Нагоя, Гифу, Цу, Вакаяма, Эдо и других. В произведениях миниатюрной скульптуры каждого из них можно выделить свои особенности. В регионе Камигата, объединяющем города Осака и Киото, нэцкэ отличало экономное расходование слоновой кости. Композиция была фронтальной, так как предполагалось, что фигурку видят только с её лицевой стороны, на поясе владельца. Среди подобных произведений можно выделить «Монгольского лучника» и «Тэнага и асинага». Нэцкэ, созданные в провинции Ивами на юго-западе острова Хонсю, отличались использованием доступного в здешних условиях кабаньего клыка и редких пород древесины. В восточной столице – городе Эдо – самостоятельная школа резьбы нэцкэ сформировалась позднее, чем в Киото и Осака. Для этого центра было свойственно изображение героев японской литературы и бытовых сюжетов.

Историю развития искусства резьбы нэцкэ возможно реконструировать, основываясь преимущественно на изучении сохранившихся экземпляров миниатюрной скульптуры. До наших дней дошло крайне мало письменных источников и ранних произведений живописи и графики с изображением нэцкэ.
Известно, что способ ношения предметов на поясе был заимствован из Китая в конце XVI века, но самые ранние сохранившиеся образцы нэцкэ относятся к последующему столетию. В выборе сюжетов, композиции, трактовке деталей подавляющего большинства нэцкэ XVIII века заметно влияние китайских резных изделий из камня и слоновой кости. С начала XIX века сюжетный ряд стал более разнообразным: он пополнился за счёт изображений героев японской литературы и бытовых мотивов.
Наиболее распространённым материалом для изготовления нэцкэ была древесина: самшит, гамамелис, кипарис, хурма, вишня и тис. Более дорогими материалами считались чёрное дерево, палисандр и слоновая кость, так как они ввозились в Японию из других стран. Крайне редко можно встретить произведения из коралла, янтаря, нефрита, агата, черепахового панциря.
Размер миниатюрной скульптуры определяло её утилитарное назначение: чтобы нэцкэ не мешало движениям, не цеплялось за одежду и не рвало ткань, оно должно быть компактным и не иметь острых выступающих деталей. До конца XVIII века предпочтение отдавалось крупным формам до 8–11 сантиметров, а с начала XIX столетия фигурки преимущественно уменьшились в размерах до 3–6 сантиметров. Героями скульптурных миниатюр часто становились люди, боги, демонические существа, животные, а также персонажи из японской литературы.
Во второй половине XIX века традиционный японский костюм постепенно сменился на европейский, необходимость в функциональных нэцкэ практически исчезла. Одновременно с этим производство миниатюрной скульптуры получило неожиданный импульс, так как Японию стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых фигурки с изображением чужих богов и героев стали воплощением экзотики и удобными, компактными сувенирами. Нэцкэ и сейчас остаётся предметом коллекционирования среди любителей японской культуры на всех континентах.

Куратор выставки – Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Обществом коллекционеров нэцкэ (Отделение стран СНГ Международного общества нэцкэ). Произведения из личных собраний предоставили коллекционеры Даниил Борщёв, Александр Кулиш, Виктор Пузнянский, Павел Савранский, Максим Сурнов и Игорь Черемикин.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Государственного Эрмитажа» (Санкт-Петербург, Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).

Материалы из архива: