Выставка «Валенитин Левитин».
8 февраля в 14:00, в честь Дня рождения Государственного музея "Царскосельская коллекция", в Основном и Каминном залах состоится открытие персональной выставки известного ленинградского-петербургского художника Валентина Левитина. На двух этажах музея будет представлен весь спектр творчества мастера: живопись, графика, мозаика.
«Дерево, напоминающее гигантский каменный цветок, и башня, не похожая на реальные архитектурные сооружения. Бутылка и ваза — из тех, что вряд ли прикосновенны к повседневному человеческому обиходу... Мозаики, которыми вот так, «для себя», никто, кажется, не занимается...
Искусство Валентина Левитина может при¬вести в недоумение и растерянность. Оно оказывается, пожалуй, менее понятным, чем замысловатые построения современных символистов, дерзкий вызов «новых художников» или откровенное формотворчество абстракционистов. В произведениях Валентина Левитина возникает мир, отвлеченный от чувственного опыта или эмоциональных переживаний. По своему на¬правлению это философская живопись: художник мир не увидел, не вообразил, он его помыслил. Помыслил как бытие упорядоченное, устойчивое, неподвижное, соразмерное, самодостаточное, вечное и торжественное. Не случайно он оперирует не абстрактными формами, а именно предметами, пластическими телами. Через предметы, их раз¬меры, пропорции, положение в пространстве, взаимодействие и одиночество он выражает свое представление о мировом порядке. Постепенно в творчестве художника кристаллизуется еще один пластический мотив, появляются предметы, совсем уж далекие от непосредственных впечатлений. Странные многоярусные башни, плотные и тяжелые, высятся в лиловом сумраке. Они расположены строго фронтально, на одной линии, параллельно плоскости, но за какой-то невидимой преградой, которую глаз не в силах преодолеть. Иногда одну из башен заменяет дерево. Художник на протяжении многих лет снова и снова возвращается к этому мотиву, словно все время пишет одну картину, добиваясь более совершенных пропорций, более точных ком¬позиционных соотношений, абсолютно слаженной тональной гармонии. Он стремится к максимальной фактурной однородности и тональной целостности. Поэтому вполне органичным представляется обращение к мозаике. Плотная, с выраженной структурой живопись как бы требовала непосредственной реализации в подобном материале. Ведь здесь изображение возникает из отдельных частиц, которые надо привести к единству. И если в живописи такой путь чреват известным цветовым аскетизмом, то в мозаике колорит, оставаясь сдержанным и строгим, обретает большее богатство и разнообразие. Наконец, мозаика, по определению, такое искусство, где лучше всего могут быть воплощены представления о высоком и вечном.
Своим происхождением левитинские башни обязаны византийской иконе XIV века «Благовещение». Прямо скажем, не слишком обычный сегодня источник вдохновения! При этом его ком¬позиции имеют мало общего со средневековым искусством: нет иконографических пересечений, нет прямых образно-пластических параллелей. Но он переосмыслил характерный, значимый для средневекового сознания мотив предстояния, разработав его не сюжетно, но приняв как пластическую концепцию. Смотря на картины и мозаики Валентина Левитина, мы чувствуем, что не можем переступить раму и войти. Также не возникает у нас ощущения, частого при общении с современным искусством, что этот мир выходит к нам, нас вбирает в себя, окружает. Здесь он неизменно перед нами, он предстоит, манящий и не¬доступный, как будто кто-то раз и навсегда установил некую дистанцию. Но если мы не можем овладеть этим миром, то можем приобщиться к его гармонии и молчанию».
Ирина Карасик.
Валентин Исаакович Левитин родился в 1931 году в Ленинграде.
1956 – окончил Архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института.
1956 – 1960 – занимался преподавательской деятельностью.
1957 - 1958 – посещал мастерскую цветного офорта при Харьковском союзе художников.
1960 – переехал в Ленинград.
1960 – 1968 – участвовал в неофициальных квартирных выставках.
1965 – Участвовал в выставке молодых художников в Ленинградском отделении Союза художников СССР.
1975 – принят в члены Союза художников СССР.
1974 – 1976 – преподавал в студии станковой графики.
1991 – принят в члены Международной федерации художников IFA.
Участвовал более чем в 60 выставках в России и за рубежом.
Основные выставки:
1980 ДК им.Кирова.
1988 «Приглашение», совместная выставка с Ж. Бровиной и А. Зайцевым, Дирекция областных музеев на Литейном (галерея «Петровский пассаж»).
1990 «Современное искусство Ленинграда», галерея «Петровский пассаж» - Германия, Норвегия.
1993 выставка из собрания музея «Царскосельская коллекция», штат Мичиган, США.
1996 выставка в составе коллекции Чудновских, университет Лафайет, США.
1997 выставка в «Пурпурной галерее», Нью-Йорк.
1997 К 65-летию Ленинградского отделения Союза художников.
1999 «Памяти Холокоста», ЦВЗ «Манеж».
2001 «Петербург – Москва. Москва - Петербург», Государственная Третьяковская галерея.
2003 «Абстракция в Росии. ХХ век», Государственный Русский музей.
2003 «Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века», Государственная Третьяковская галерея.
2003 «Традиции и современность», выставка к 85-летию со дня основания первого профессионального трудового союза художников в Петрограде, ЦВЗ «Манеж».
Персональные выставки:
1976 Музей-квартира Ф.М. Достоевского.
1980 Секция графики Союза художников.
1993 Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
1996 Редакция журнала «Звезда».
1999 квартира вице-консула Германии Катарины Венцль.
2005 Государственный Русский музей.
Произведения в собраниях музеев и коллекциях:
Государственного Русского музея
Государственной Третьяковской галереи
Государственного Музея изобразительного искусства им. А.С.Пушкина
Музея-квартиры Ф.М. Достоевского
Музея-квартиры А.Блока
Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Музея истории Ленинграда-Петербурга
Фонда музея современного искусства ЦВЗ «Манеж»
Государственного музея «Царскосельская коллекция»
Дирекции областных музеев
Коллекции Чудновских
Музея Циммерли при университете Радгерс, Нью-Йорк, США.