Автор одного письма.
Выставка «Автор одного письма» представляет творчество ныне забытого, но талантливого и деятельного петербургского архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879-1931), - архитектора, реставратора, археолога, художника, епархиального архитектора Санкт-Петербургской епархии (1906-1917 гг.). А.П. Аплаксин - один из виднейших представителей «неорусского стиля» в церковном зодчестве, тонкий знаток древнерусского искусства.
Название выставки отсылает к письму А.П. Аплаксина, датированному 20 апреля 1919 г. В пространном тексте 40-летний человек, отец пишет сыну мудрые слова о любви, семье, дружбе, и о том, как «найти верный путь», ведь Аплаксин «неожиданно оторвался от семьи, сначала тюрьма, а потом скитанье по чужим городам и свиданья по одному дню в месяц».
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области по его проектам были построены десятки храмов и гражданских зданий. Были разработаны и осуществлены проекты реставрации Казанского и Сампсониевского соборов в Санкт-Петербурге, собора Святителя Николая Чудотворца Никольского Староладожского мужского монастыря, Ямбургского собора Св. Екатерины, южного придела в храме Рождества Богородицы в Новой Ладоге.
Активный участник «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины», А.П. Аплаксин стал инициатором создания «Комиссии по регистрации памятников искусства и старины Санкт-Петербургской губернии». Председателем ее стал губернатор Петербурга граф Александр Васильевич Адлерберг, Вице-Председателем и секретарем епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин, членами — барон Николай Николаевич Врангель (историк искусства), граф Алексей Николаевич Толстой (писатель) и др.
Летом 1912 года состоялась первая экспедиция по регистрации памятников. Финансовые расходы и обеспечение работы Аплаксин взял на себя… Благодаря ему, до нас дошли сотни фотографий храмов и их интерьеров, часовен и поклонных крестов, некогда расположенных на территории современной Ленинградской области.
Но уже при жизни начали разрушать и уродливо перестраивать храмы, которые строил Андрей Петрович, многие близкие ему люди арестованы или расстреляны, что означало разрушение той России, которая так дорога была ему.
На этой выставке впервые экспонируются десятки архитектурных проектов храмов региона, а также уникальные документы и фотографии из архива А.П. Аплаксина, которые предоставили потомки архитектора. Семь макетов храмов по проектам А.П. Аплаксина оживят в воображении образы былой России.