Создания руки, резцом вооруженной...

Даты проведения: 
с 26 февраля 2016 по 21 мая 2016
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка «”Создания руки, резцом вооруженной”... Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века». Выставка знакомит с великолепными скульптурными произведениями, украшавшими покои императорских и великокняжеских дворцов, личные комнаты петербуржцев в XIX веке. Неотъемлемой частью экспозиции являются акварели дворцовых интерьеров с изображениями этих скульптурных работ, созданные художниками XIX столетия. Всего представлено свыше 70 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа (более 30 скульптур и 40 акварелей).
С начала XIX века в убранстве личных покоев императорских и великокняжеских дворцов, частных домов все чаще начали использовать скульптурные произведения. Портретные бюсты и статуи, группы на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в самых разных материалах, мелкая бронзовая пластика украшали гостиные, кабинеты, библиотеки, зимние сады. Скульптура постепенно превратилась в неотъемлемую часть изысканного петербургского интерьера. По своему художественному уровню многие из этих мраморных статуй и групп не уступали экспонатам, выставленным в то время в Императорском Эрмитаже, но были известны лишь узкому кругу жителей русской столицы. Так, например, в 1802 году статуя «Амур» и группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы были доставлены князю Николаю Борисовичу Юсупову в его дворец на Фонтанке, а в 1815 император Александр I приобрел четыре произведения итальянского мастера для эрмитажного собрания.
Помимо работ Антонио Кановы (1757-1822) и Бертеля Торвальдсена (1770-1844), самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма, во дворцах Петербурга хранились произведения их талантливых учеников и последователей ? Пьетро Тенерани (1789-1869) и Луиджи Бьенеме (1795-1878), Ринальдо Ринальди (1793-1873) и Джона Гибсона (1790-1866), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857) и Эмиля Вольфа (1802-1879), Бориса Орловского (1797-1837), Александра Логановского (1812-1855) и многих других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века.
Статуи и скульптурные группы, принадлежавшие членам императорской семьи и петербургской знати, в середине XIX века чаще всего покупались в Италии и Германии. Именно в этих странах император Николай I приобретал «новейшую» скульптуру, как для Нового Эрмитажа, так и для подарков. Среди них «Данаида», созданная в 1839 году скульптором Х.Д. Раухом, и подаренная в 1840 году императрице Александре Федоровне Николаем I. В экспозицию включены скульптурные произведения, специально заказанные и приобретенные в 1838-1839 годах в Италии для коллекции наследника русского престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), а также купленная в 1859 году уже для его сына великого князя Николая Александровича скульптура «Амур с атрибутами Геркулеса» работы Эмиля Вольфа.
Интересна судьба статуи императрицы Александры Федоровны, созданной по специальному заказу императора Николая I. Утраченную после пожара Зимнего дворца в 1837 году скульптуру работы Карла Фридриха Вихмана (1775-1836) вновь воссоздал русский скульптор Дмитрий Савельевич Савельев в 1840 году.
Мариинский дворец, принадлежавший семье великой княгини Марии Николаевны, старшей дочери Николая I, украшали мраморные произведения А. Кановы, Х.Д. Рауха, Э. Вольфа и других скульпторов XIX века.
В особняке А.Л. Штиглица на Английской набережной можно было видеть работы прославленных мастеров – Б. Торвальдсена, Э. Вольфа, Л. Бьенеме. На выставке демонстрируется мраморная группа «Фетида» (скульптор Эмиль Вольф), принадлежавшая в 1870-ые годы барону А.Л. Штиглицу и украшавшая гостиную его особняка на Английской набережной.
Представленный на выставке бюст «Фавн», был привезен в Санкт-Петербург в начале 1830-х годов, тогда он считался работой Микеланджело (ныне приписывается его современнику Баччо Бандинелли). Сменив в Петербурге несколько владельцев, «Фавн» в 1860-х годах оказался в доме графа П.С. Строганова, в 1912 году по его завещанию поступил в Эрмитаж.
Акварели Эдуарда Гау, Константина Ухтомского, Луиджи Премацци, Ивана Вольского и Жюля Мейблюма, запечатлевших покои Зимнего, Михайловского, Мариинского, Ново-Михайловского дворцов, апартаменты дома графа П.С. Строганова и особняка барона А.Л. Штиглица, позволяют сегодня увидеть утраченные или недоступные интерьеры, а также судить о количестве и разнообразии скульптуры и о вариантах ее размещения в интерьерах XIX века.
Кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения и Екатерина Михайловна Орехова, младший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства.

Материалы из архива: