Выставка «Реставрация памятников китайского искусства».
В Главном Штабе работает выставка «Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже». На ней представлены произведения, которые отличаются высоким качеством, особенной сложностью и тщательностью исполнения.
Созданные в период с конца XVI до первой половины XIX века в официальных мастерских для китайских императорских дворцов, они относятся к лучшим образцам китайского ремесла и искусства.
В Государственном Эрмитаже хранится самая обширная в России коллекция памятников китайского искусства. Начало её формирования было положено в XVII веке, когда в Москву поступали экзотические изделия и дорогие дальневосточные материалы. Для утверждения и прославления новой столицы на берегах Невы молодой царь Петр I приобретает, перевозит из Москвы и получает в качестве подарков китайские ткани, фарфор, лаки и многое другое. Эти вещи украшают первый русский музей – Кунсткамеру, интерьеры дворцов Петербурга и пригородов. В XVIII и XIX веках коллекционирование китайских редкостей продолжалось. Дворцовые собрания пополнялись драгоценностями, изделиями из шёлка, бронзы, эмали, живописными свитками.
В течение XX века, когда происходило перемещение художественных ценностей, Эрмитаж унаследовал памятники из многих исторических собраний. Длительный период бытования предметов, их переход из одного собрания или музея в другой, хранение в сложных условиях – всё это повлияло на сохранность экспонатов. Именно поэтому выставка даёт представление не только об искусстве китайских мастеров, но и о том, как эти памятники изучают, хранят и реставрируют в Эрмитаже.
Почти каждый предмет восточного искусства обладает своей историей, определёнными особенностями и требует индивидуального подхода. Большая часть материалов, особенно природного происхождения, и техническое исполнение вещей не имеет аналогов в европейских ремеслах и художественном декоре. Так, золотая нить, которая используется в вышивках шёлковых тканей, в Китае создается из шёлковой нити-сердцевины, которая обкручивается золоченой бумагой. Нить не терпит воздействия влаги, а значит и ткань с отделкой золотой нитью можно чистить только всухую.
Нередко памятники выполнены из разных материалов, и над их реставрацией работают несколько специалистов в разных областях. Веер из резного перламутра и расписной бумаги восстанавливали сотрудники Лаборатории научной реставрации восточной живописи и Лаборатории научной реставрации мебели. При этом для реконструкции утраченных перламутровых деталей пришлось долго искать соответствующие ракушки – многие из тех, что использовались несколько столетий назад в Китае, сейчас находятся на грани исчезновения. Нередко реставраторам приходится работать с более доступными материалами или синтетическими аналогами.
Обращает на себя внимание большой напольный экран на подставке. Он выполнен из драгоценных материалов, которые регламентировались для использования во дворце: из древесины дорогого и редкого дерева цзитань, нефрита, лазурита, лака, эмали и других. Подобные изделия чрезвычайно дороги и почти неизвестны за пределами Китая. Такие экраны ставили на небольшом расстоянии у проемов дверей, за спинками тронов для украшения помещений и для защиты от злых духов. На оборотной стороне экрана выполнена инкрустация – иероглифическая надпись. Это стихотворение императора, правившего под девизом Цяньлун (1736-1795) в период династии Цин (1644-1911).
Стихотворение было написано в 1760 году, и экран, заказанный императором, исполнен примерно в это же время, на что указывают стиль, характер и качество резьбы. За длительный период бытования изделие сильно пострадало. Во время одной из реставраций, предположительно, в XIX веке, подставку экрана собрали неправильно. Значительная часть перегородчатой эмали на ней была утрачена и заменена поздней вставкой из раскрашенного дерева; не сохранились многочисленные фрагменты инкрустации камнями и деревом. Современная реставрация этого памятника включала в себя два этапа. В первую очередь сотрудники Лаборатории научной реставрации мебели восстановили сам экран: удалили загрязнения, поздние лаковые наслоения. Утраты инкрустации из нефрита восполнили имитационными материалами. Затем реставраторы приступили к работе над неправильно собранной подставкой. Деревянную вставку удалили и установили замену из эпоксидной смолы, чтобы достичь максимального сходства с оригинальной эмалью. Подставку перемонтировали в соответствии со старыми пазами и рисунком изделия. В результате совместной работы хранителей памятников китайского искусства и реставраторов напольный экран, как и другие изделия, представленные на выставке, приобрёл экспозиционный вид.
Куратор выставки – Мария Львовна Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана.