Посмотри в глаза чудовищ.

Браслет со сфинксами. Золото. IV в. до н.э.
Пан и сатир. Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу III в. до н.э.
Щит с гидрой. Милан. Италия. Сталь. Ок. 1560 г.
Аттическая краснофигурная амфора: Геракл. Глина. VI-V вв. до н.э.
Аттическая краснофигурная амфора: Дракон. Глина. VI-V вв. до н.э.
Аттический чернофигурный килик с глазами: внутри Минотавр. Глина. VI-V вв. до н.э.
Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Серебро, железо. Рубеж II-I вв. до н.э.
Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 6 декабря, 2024 (Весь день) по воскресенье, 9 марта, 2025 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Дни Эрмитажа, в Двенадцатиколонном зале (№ 244) начинает работу выставка «″…Посмотри в глаза чудовищ…″ Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители». Впервые темой выставки становятся не прекрасные боги и герои античных легенд, а вселяющие страх и ужас мифологические существа, монстры и чудовища, образы которых нашли яркое воплощение в искусстве разных эпох от Античности до Нового времени.
Более 250 экспонатов знакомят с фантастическим миром ужасающих чудовищ античной мифологии: от змееподобной Лернейской гидры до обращающих взглядом в камень Горгон, со змеями вместо волос; от крылатых полудев-полульвиц до демонических сирен, полуптиц-полуженщин; от жутких монстров, порождённых Ехидной и Тифоном, до богини ночных видений и чародейства Гекаты.
На примере эрмитажного собрания перед зрителями предстаёт галерея образов этих чудовищ, как живого воплощения тех или иных страхов, окружавших древних греков: страх моря (морской дракон, Сцилла), страх неизвестных берегов (циклопы, сирены), страх чужого города (минотавр), страх леса (кентавры, Пан), страх вулканических извержений (Химера), страх чужих земель (сфинкс, кентавры), страх болот (гидра), страх божественного запрета (драконы), страх ночных опасностей (эмпусы, ламии, Геката), страх смерти (Цербер).
Их иконографию отражают предметы античного собрания Эрмитажа (вазы, скульптуры, терракоты, резные камни, ювелирные изделия, монеты); памятники ассирийского и египетского искусства (цилиндрические печати, рельефы и статуэтки). Среди экспонатов выставки уникальный венецианский щит XVI века с гидрой; выдающийся образец античной торевтики – серебряная бляха с лицом Медузы Горгоны из Артюховского кургана; редчайший фрагмент этрусской бронзовой скульптуры, изображающей Химеру. Выдающееся произведение ранней краснофигурной живописи – аттическая амфора с Гераклом, стреляющим из лука в змея Лафона, охраняющего яблоки Гесперид (ранее считался гидрой). Обращает внимание и греческая чаша для вина – килик – с бегущим минотавром (редко, когда минотавр выступает один, обычно только в сцене битвы с Тезеем). Шедевр античного ювелирного искусства – золотой браслет со сфинксами из кургана Куль-Оба, созданный для жены скифского царя.
С гибелью античного мира образы древних монстров не исчезли, канув в Лету, а прочно вошли в репертуар европейского искусства Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. Их можно встретить на картинах, рисунках, гравюрах, в виде скульптур и рельефов, на предметах прикладного искусства (в расписной посуде, на майолике и лиможских эмалях, резных камнях, ювелирных украшениях и даже кожаных рельефных обоях).
Созданная в Двенадцатиколонном зале полутёмная атмосфера, необходимая для экспонирования графических листов с мифологическими сценами, соответствует духу выставки – ужасным существам, поджидающим человека во тьме.
Образ греческой культуры, концентрирующий в себе отдельные ужасы, воплощает картина Льва Бакста «Terror Antiquus» (1908) из собрания Государственного Русского музея. Завершает фантастический бестиарий античных монстров – как бы подводя итог появлению ужасных образов античности в современном искусстве – скульптура «Этюд с натуры» Луиз Буржуа, напоминающая сфинкса или грифона без головы.

Основная идея выставки «Посмотри в глаза чудовищ» заключается в том, чтобы представить образы античных монстров, предполагая, что каждый из них возник, как трансформация тех или иных страхов, окружавших древних греков, а также проследить их развитие в искусстве от Античности до Нового времени.
Экспозиция знакомит с образами самых страшных существ древнегреческого бестиария, созданных фантазией эллинов, в том числе и на основе мифологических персонажей их восточных соседей – египтян, вавилонян, ассирийцев и др. Открывает выставку раздел, посвящённый истокам появления образов некоторых монстров на примере памятников Древнего Египта и Востока, откуда их переняла и развила фантазия греков.
Выставка включает несколько тематических разделов, посвящённых различным воплощениям страха, которые персонифицируют те или иные монстры: от страха перед мощью морской стихии (морской дракон, Сцилла) и вулканических извержений (Химера) до страха смерти (Цербер). Мифологические сюжеты превратили те или иные страхи, возникавшие в сознании древних людей, в понятные всем истории. Морякам, плывущим по бурному морю, угрожали представляющие смертельную опасность морские чудища: дракон Кетос и ужасная Сцилла. На выставке можно увидеть античные золотые перстни и бляшки с морскими драконами (V в. до н.э.), инталию с плывущей собакой с рыбьим хвостом (II в. н.э.), чернофигурные амфоры с изображениями тритонов (VI–V вв. до н.э.), фрагмент римского мраморного саркофага с морским кентавром и нереидой (сер. III в.). Изображения Сциллы украшают бронзовое зеркало (IV–II вв. до н.э.), резные камни – итальянскую камею из сардоникса (XVI в.) и древнеримские инталии из сердолика (I–II вв.), на одной из которых Сцилла замахивается веслом на спутника Одиссея.
Спасительный берег также таил угрозу. Здесь путешественников поджидали одноглазые великаны циклопы, а обворожительные, но коварные Сирены своим пением заманивали корабли на скалы. В образах этих демонических полуптиц-полуженщин находит отражение страх неизвестных берегов. Мимо их острова проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей, сюжет, о котором напоминает гравюра XVII века «Улисс со спутниками проезжает мимо сирен». Мощные и дикие великаны с одним глазом посреди лба воплотили страх стихийных сил природы и опасностей, которые таят незнакомые земли. Самый знаменитый из них – Полифем, сын Посейдона – предстаёт зрителям не только на античной керамике, но и в гравюрах XVII века с разными сюжетами: от романтических, изображающих прекрасную нимфу Галатею и влюблённого в неё одноглазого великана, до драматических («Одиссей ослепляет циклопа Полифема», «Ослеплённый Полифем», «Циклоп Полифем бросает камни в корабль отплывающего Одиссея»).
В сухопутных странствиях путь древним грекам преграждали таинственный Сфинкс и могучие грифоны, чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Они воплотили страх чужих земель, полных опасностей. Творческий подход к трактовке образа Сфинкса демонстрируют мастера разных стран и эпох. Иконография Сфинкса прослеживается от привычного древнеегипетского изображения до фигурного сосуда в виде сидящего существа с лицом прекрасной девушки в золотом венке; от росписей на античных сосудах до далёких от своих прототипов – французских терракотовых сфинксов XVIII века (с полуфигурами светских дам и прическами «аль англез») и зловещего «Поцелуя Сфинкса» Франца фон Штука (XIX–XX вв.).
Окружающие древних греков страхи обретали конкретные черты, превращаясь в жутких существ, наделённых сверхъестественными силами, перед которыми трепетало всё вокруг. Глубины леса были полны хитрых кентавров, а козлоногий Пан (божество стад, лесов и полей) мог изгнать из своих владений, внушив человеку панический ужас. Они воплотили страх перед неизведанными опасностями лесных чащ. Мифологические сцены с участием кентавров и похожего на них Ахелоя (речного божества с телом быка), иллюстрируют росписи греческих сосудов («Битва кентавров с греком» на амфоре, «Воины, поражающие кентавра» на ойнохое, «Юноша, нападающий на Ахелоя» на кратере для вина; европейские гравюры XVI–XVII веков («Семья кентавров в лесу», «Геракл, сражающийся с кентаврами»); резные камни из яшмы и сердолика (на одном из них Хирон обучает Ахилла игре на лире).
Рвущийся из-под земли огонь, и связанные с ним разрушения порождались чудовищной огнедышащей Химерой, – с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи, – персонифицирующей страх перед вулканическими извержениями. Представить её образ можно по изображениям на серебряном килике для вина (с поражающим её Беллерофонтом), античных монетах и резных камнях, а также благодаря редчайшему фрагменту этрусской бронзовой скульптуры.
Ночью даже в собственном городе можно столкнуться с поджидающими прохожих кровожадной Ламией; опасной Эмпусой, способной принять любой облик, или даже самой трёхликой Гекатой, страшной богиней мрака, ночных видений и колдовства, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах (три лика Гекаты демонстрируют скульптурные изображения – мраморная статуя и герма). Даже дома человек не мог чувствовать себя безопасно. Крылатые хищные гарпии могли украсть еду, вызвав голод, а муки совести порождали беспощадных и яростных богинь мести – эриний.
Красота человека со временем увядала по воле богов, символом чего стала некогда прекрасная горгона Медуза, обращённая в ужасное крылатое чудовище, покрытое чешуей с горящими глазами, огромными клыками, выпадающим языком, острыми когтями и змеями вместо волос, один вид которой был смертелен.
Роль, которую играли изображения монстров в античную эпоху, двояка. Часто они иллюстрировали подвиги древних героев, порой отражая некое историческое событии или величие правителя под видом легенды. В том случае, когда чудовище изображено отдельно, оно призвано устрашать и отпугивать другое зло. В этом качестве Медуза Горгона была особенно популярна. Её отсечённая Персеем голова украшает самые разные предметы: от произведений прикладного искусства (резных камней, украшений) до защитного вооружения (шлем, пара поножей) и архитектурных деталей (антефикс, акротерий, храмовая черепица, дверные ручки).
Образы мифических существ греческого бестиария многократно воспроизводились в произведениях искусства разных эпох, обретая свои индивидуальные черты и узнаваемую иконографию. Чудовища были огромны, сильны, хитры, а некоторые из них даже находились под покровительством богов. Что мог противопоставить им слабый человек? И здесь на помощь грекам приходили герои. Самый могущественный монстр не мог противостоять герою, который одолевал его в честной борьбе или обманом. Соединяя в себе человеческое и божественное, они оказывались способными сокрушить мощь зла. Победа героя символизировала триумф человека над его страхами. Борьбу античных героев с мифическими чудовищами иллюстрируют книги с изображениями фресковых росписей из Помпей, росписи античных ваз, гравюры и резные камни. Популярностью у мастеров и заказчиков пользовались подвиги Геракла (солонка XVI–XVII вв., Лимож, Франция), его сражения с кентаврами (инталия V в. до н.э., гравюры XVI–XVII вв.) и гидрой (гравюра XVII в.); Одиссей, ослепляющий циклопа Полифема (гравюра XVII века); Тезей, победивший Минотавра (инталии: из оникса I в. до н.э. и из аметиста XVIII в.) и убивающий его (аттический чернофигурный кувшин VI–V вв. до н.э.); убивающий Медузу Персей (краснофигурная пелика VI в. до н.э. – IV в. н.э.); аргонавты, прогоняющие гарпий во время пиршества у царя Фенея (гравюра XVII века).
С крахом античной цивилизации образы древних монстров не исчезли полностью. После ряда столетий забвения, начиная с эпохи Возрождения, произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древней мифологии вновь привлекли к себе внимание и интерес представителей искусства. Их можно встретить на картинах, гравюрах, в виде скульптур и рельефов, на предметах декоративно-прикладного искусства (расписной посуде, резных камнях, ювелирных украшениях и др.).
Результатом вдохновения античной Грецией художником Львом Бакстом, совершившем путешествие по местам, где рождались мифы о богах и героях, стала картина «Terror Antiquus» («Древний ужас», 1908). На масштабном полотне из собрания Государственного Русского музея предстаёт величественное зрелище гибели древней цивилизации, бессильной противостоять напору роковых природных стихий. Передавая апокалиптическое мироощущение эпохи, языком символов Бакст создаёт образ бессилия человека перед ужасом судьбы и неисповедимого рока.
Завершает фантастический бестиарий античных монстров – как бы подводя итог появлению ужасных образов античности в современном искусстве – скульптура «Этюд с натуры» Луиз Буржуа (1911–2010), напоминающая сфинкса или грифона без головы. Грациозная и одновременно гротескная скульптура представляет собой сложное произведение, отражающее многолетние размышления Луиз Буржуа о вопросах идентичности, материнства, смерти.

Экспозиция подготовлена Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей Анны Трофимовой.
Кураторы выставки: автор концепции – Александр Бутягин, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа; Ольга Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
Готовится к изданию научный каталог «″…Посмотри в глаза чудовищ…″ Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители».

Материалы из архива: