Святой Георгий, поражающий дракона.

Даты проведения: 
с 14 апреля 2019 по 14 июля 2019
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже открыта выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» – «Паоло Уччелло. ʺСвятой Георгий, поражающий драконаʺ. Из Музея Жакмар-Андре, Париж».

Флорентийское искусство кватроченто богато великолепными и непохожими один на другого в своих поисках и достижениях мастерами, которые стремились к достоверному воспроизведению окружающей действительности. В плеяде блестящих художников XV века, времени, когда закладывались основы искусства, которое мы называем реалистическим, Уччелло (Паоло ди Доно, 1397–1475) занимает почетное место.

Как многие живописцы того времени, Уччелло происходил из ремесленной среды: его отец был цирюльником-хирургом, мать принадлежала к довольно известной флорентийской фамилии. Первые навыки в области искусства Паоло получил у скульптора Лоренцо Гиберти.

Уччелло был одним из первых флорентийских художников, для которых законы линейной перспективы стали основной проблемой творчества. В новом понимании и отражении в искусстве реального мира перспектива играла важнейшую роль. Она была призвана сменить отсутствие глубины в средневековых иконах разворачивающимся пространством, предстающим на картине таким, каким его в действительности видит человек.

Для многих работ мастера, отличающихся богатой фантазией, характерна изысканная декоративность и красочность. Художественные приемы, соответствующие реалистическим потребностям нового времени, сочетаются у него с неосознанной ностальгией по ушедшему в прошлое рыцарству, и этот исчезающий мир обретает новую жизнь и краски в сказочно правдоподобных произведениях мастера.

Картина ʺСвятой Георгий, поражающий драконаʺ переносит зрителя в куртуазную рыцарскую сказку: храбрый рыцарь побеждает дракона, нанеся сокрушительный удар, и спасает прекрасную принцессу, которая наблюдает, как отважный воин пронзает дракона. По дороге, ведущей к городским воротам, удаляются родные девушки. В конце своего пути, обернувшись бросить последний взгляд на несчастную жертву, они становятся свидетелями ее чудесного избавления. Окружающий пейзаж, казалось бы, должен был помочь художнику построить уходящее в глубину пространство с единой точкой схода на горизонте, но неожиданно возникает и обратная перспектива, когда линии соединяются там, где находится зритель, как в средневековой иконе.

Большое внимание художник уделяет деталям: рыцарским доспехам, одежде принцессы, нарядной, красной с золотом, сбруе коня.
Нельзя не проникнуться очарованием этой волшебной сцены, где добро, иначе и быть не может, побеждает зло.

Музей Жакмар-Андре.

Музей был назван в честь своих основателей, супругов Эдуарда Андре и Нели Жакмар. Эдуард Андре (1833–1894) происходил из богатой банкирской семьи, оказывавшей финансовую поддержку Наполеону III во времена Второй империи. Отойдя от политики, Эдуард всецело посвятил себя коллекционированию, которым был страстно увлечен с юности. В конце 1860-х годов, для размещения разнообразных и многочисленных предметов своего собрания, он заказывает архитектору Анри Парану проект величественного особняка. Вдохновленный архитектурой XVIII века, зодчий возводит здание, отличающееся роскошью и помпезностью. Торжество по случаю открытия особняка в 1876 году стало заметным событием светской жизни Парижа. В 1881 году Эдуард Андре женился на известной парижской художнице Нели (Корнелии) Жакмар (1841–1912), полностью разделявшей интересы мужа и его увлечение искусством.

Музей Жакмар-Андре обладает большой коллекцией европейской живописи – работами таких выдающихся мастеров, как Рембрандт, Халс, Ван Дейка Шарден, Фрагонар и др. Кроме того, здесь представлена скульптура и прикладное искусство. Предмет особой гордости – итальянская живопись XIV–XVI веков: по богатству коллекции Жакмар-Андре не уступает знаменитым музеям.

Куратор выставки – Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: