Джакомо Кваренги.

Даты проведения: 
с 1 марта 2017 по 27 мая 2017
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Фойе Эрмитажного театра открыта выставка «Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор в Санкт-Петербурге». В марте 2017 года исполняется двести лет со дня смерти Джакомо Кваренги. Эта дата отмечается и в Италии, на родине архитектора, и в России, где он проработал почти сорок лет.
Джакомо Кваренги, уроженец селения Капьятоне в провинции Бергамо, как зодчий сформировался в Риме, под влиянием величественной архитектуры древности, однако он широко использовал и традиции, идущие от Андреа Палладио, работавшего в Венеции и Виченце в XVI веке. Приехав в Петербург в декабре 1779 года, Кваренги остался здесь на всю жизнь. По его проектам были возведены многочисленные здания в Петербурге и окрестностях столицы. Это императорские дворцы и особняки вельмож, церкви и общественные сооружения, неизменно выдержанные в классическом стиле. Среди них здания Академии наук, Ассигнационного банка, Смольного института, Главной аптеки и многие другие. Можно сказать, что эти постройки в значительной степени определяют образ города на Неве.
Кваренги много работал для Царского Села, любимой летней резиденции Екатерины II. К сожалению, не все его творения дошли до наших дней. Для внука царицы, будущего императора Александра I, он создал величественный Александровский дворец. Изящные небольшие павильоны, выдержанные в палладианском духе, по-прежнему украшают царскосельский парк.
Большой вклад внес Кваренги в формирование ансамблей Зимнего дворца и Эрмитажа. Он перестроил в классическом стиле парадные залы, расположенные вдоль Невы. Ему принадлежит Георгиевский (Большой тронный) зал, соединивший Зимний дворец с Малым Эрмитажем. Интерьеры зодчего в Зимнем дворце погибли во время пожара 1837 года, но они были восстановлены в виде, предельно приближенном к первоначальному. Сохранились внутренние помещения Лоджий Рафаэля, созданных Кваренги по особому желанию императрицы, тогда как фасад Лоджий, выходящий на Зимнюю канавку, был полностью перестроен по проекту Лео фон Кленце. Зато практически в оригинальном состоянии дошел до нас Эрмитажный театр, придворный театр Екатерины II.
Настоящая выставка призвана напомнить о бесценном вкладе Джакомо Кваренги в архитектуру Санкт-Петербурга. На фотографиях, выполненных фотографом Государственного Эрмитажа Павлом Демидовым осенью 2016 года, представлены наиболее значительные сооружения, созданные по проектам мастера в Петербурге и Царском Селе, а также залы Зимнего дворца и Эрмитажа.
Куратор выставки – Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

Материалы из архива: