Глиптика: прошлое и настоящее.

Дата и время мероприятия: 
с пятница, 17 мая, 2019 (Весь день) по среда, 27 ноября, 2019 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Синей спальне Зимнего дворца работ выставка «Глиптика: прошлое и настоящее». В составе экспозиции около 200 произведений глиптики, ювелирного и камнерезного искусства из фондов Государственного Эрмитажа, а также предоставленных ювелирным домом «ТЕНЗО».
На примере экспонатов выставки можно увидеть разные периоды развития глиптики, и проследить преемственность традиций в этом виде искусства и в сопредельных с ним областях художественного творчества.

Глиптика ‒ искусство резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях принадлежит к числу наиболее древних.

Камни с углубленным изображением – инталии (от ит. intaglio – резьба) – были известны уже в IV тыс. до н. э. и использовались как амулеты и личные печати. Рельефные камеи (от старофр. сamaïeu – драгоценность) появились позже, в эллинистическом Египте, в конце IV – начале III в. до н. э. в отличие от инталий, не имели никакого практического применения, определяющей в них была эстетическая ценность. Камеи как драгоценные реликвии хранились в сокровищницах храмов и в домах знатных владельцев, украшали одежду, предметы культового и светского назначения. В императорском Риме они служили и наградными знаками. Как правило, для инталий использовались одноцветные прозрачные и полупрозрачные камни (сердолик, сард), для камей – многослойные (ониксы, агаты), позволяющие благодаря своей полихромности достигать разнообразных колористических эффектов. Понятие геммы (от лат. gemma – драгоценный камень, резной камень, печать и прочее) объединяет оба вида резных камней: с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Античная глиптика прошла многовековой путь развития. Самые ранние образцы, представленные на выставке, относят к IV-III тыс. до н. э. Они представляют собой инталии, служившие личными печатями. В античном мире инталии-печати просверливались насквозь и носились на шнурке («Скарабей с резным изображением на основании», Этрурия. III в. до н. э.; «Скарабеоид с резным изображением на основании», Малая Азия, Иония (?). IV в. до н. э.), а также вставлялись в перстни или в печатки.

В эпоху античности были выработаны технические приемы резьбы, сюжетный репертуар, законы композиционного и пластического решения, впоследствии определившие развитие постклассической глиптики. В Средние века изготовление гемм в Западной Европе не прекращалось, а античные геммы служили для украшения реликвий, нередко меняя толкование сюжета (языческие сюжеты легко связывались с христианскими легендами).

Одно из самых знаковых произведений древней глиптики – камея Гонзага (III в. до н. э.) ‒ хранится в Государственном Эрмитаже. В сдвоенном портрете большинство современных исследователей видят правителей Египта Птолемея II Филадельфа и Арсиною II. Анонимный итальянский резчик XVII века – автор геммы «Александр Великий и Олимпиада», которую сегодня можно увидеть на выставке, не повторил камею Гонзага буквально, но создал вариацию на тему царственной пары, представив в характерной манере идеализированные образы македонского правителя и его матери. Такая схема парного портрета сохранялась и в конце XIX века («Брошь с камеей “Сдвоенный портрет Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской”»); современный резчик В. Попович буквально повторил камею Гонзага, но в форме инталии.

Расцвет европейской глиптики пришелся на эпоху Возрождения и вторую половину XVIII века.

В Италии эпохи Возрождения искусство глиптики было поднято на невероятный уровень: ведущие резчики максимально приблизились к считавшемуся недостижимым классическому идеалу, обогатив его неведомыми древности жанрами: портретом, христианскими темами. Среди представленных произведений камеи: «Рождество» (Северная Италия, ок. 1500); «Благовещение», (Италия, первая половина XV в.); «Суд Соломона» (Германия, первая половина XVI в.) и другие. Античные геммы стали предметом страстного коллекционирования. Легендарные коллекционеры – Медичи, Гонзага, Фарнезе, папы Павел II и Лев X – были одновременно и меценатами, побуждавшими резчиков к созданию новых произведений. Ренессанс также дал мощный толчок к изучению и интерпретации сюжетов камей и инталий.

Следующая пора повышенного интереса к глиптике пришлась на XVIII век. Резные камни собирали правители: Георг III, Фридрих II, Мария Терезия, им не уступали и представители аристократии и буржуазии, а также многие ученые, художники и писатели. Крупнейшим коллекционером резных камней была Екатерина II. Свое увлечение императрица называла «камейной болезнью»; благодаря ему в императорском собрании сформировалась богатейшее собрание европейской и восточной глиптики. К концу царствования Екатерины II в нем насчитывалось свыше 10 тысяч резных камней и 34 тысячи слепков. На выставке представлена инталия на аквамарине с изображением Екатерины Великой, исполненная придворным медальером К. А. Леберехтом (1755–1827). Царственная заказчица изображена в дорожном костюме, в котором она посетила Киев по пути в Крым в 1787 году. В состав экспозиции также вошли произведения российских резчиков XIX столетия П. Е. Доброхотова (1786 (?)–1831) ‒ камейный портрет А.В. Суворова и П. В. Кузнецова (до 1789 – после 1850) ‒ «Иисус Христос в терновом венце».

Издавна резные камни сами по себе воспринимались как драгоценность и имели чрезвычайно высокую стоимость. Ими декорировали предметы различного назначения, в том числе статусные вещи: вазы, табакерки, ювелирные украшения. Примером тому являются: «Панагия с камеей: Распятие»; «Табакерка с инталией: Триумф Галатеи»; «Табакерка с крышкой в виде камеи: Жертвоприношение Эскулапу и Пану» и другие.

Немаловажный элемент выставки ‒ печати XVIII и XIX веков, представляющие значительный интерес с точки зрения камнерезного искусства и с точки зрения ювелирного дела: большая часть экспонатов помещена в эффектные оправы: «Печать треугольная» (середина XVIII, Россия), вероятно принадлежавшая императрице Елизавете Петровне; «Печать с ручкой в виде женской головы» (Западная Европа, середина XVIII в.); «Настольная печать Александра II» (Россия, после 1856); «Настольная печать наследника цесаревича Николая Александровича» (Россия. 1850–1860-е), настольные печати Д.А. Бенкендорфа (1845–1917), действительного статского советника, члена правления Русского банка иностранной торговли.

Современные мастера, отдавая должное великому прошлому резьбы по камню, ищут свой путь в этом виде художественного творчества. На выставке произведения современного камнерезного искусства вступают в диалог с историческими камеями и инталиями из собрания музея. Глиптика XX-XXI веков предстанет перед зрителем сквозь призму работ резчика Владимира Поповича. Сюжетный репертуар его произведений широк. В состав экспозиции вошли геммы с изображениями античных мифов, библейских сюжетов, портретов исторических личностей, великих мыслителей, императоров, полководцев («Диоген», 2010; «Александр Невский», 2015; «Портрет А. А. Ахматовой», 2004; «Портрет академика Д. С. Лихачева», 2005; «инталия “Камея Гонзага”», 2004 и другие).

На выставке также представлены произведения ювелирного искусства и мелкой каменной пластики с элементами резьбы как XVIII-XIX веков, так и ювелирные произведения, на которых специализируется дом «Тензо».

Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Реставрационная подготовка экспонатов осуществлена Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов (заведующий Игорь Карлович Малкиель) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая Татьяна Александровна Баранова).
Кураторы и авторы концепции выставки Светлана Викторовна Кокарева, заместитель заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства, хранитель постклассической глиптики и Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Глиптика: прошлое и настоящее» (Издательство Государственного Эрмитажа). Автор статей к каталогу Светлана Викторовна Кокарева.

Материалы из архива: