Джованни Больдини.
В Главном штабе представлена выставка «Джованни Больдини. Художник Belle Èpoque», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Министерством культурного наследия и туризма Италии.
Это первый большой показ в России работ прославленного итальянского портретиста Джованни Больдини (1842–1931), создавшего галерею блестящих образов звезд парижской светской и интеллектуальной жизни Прекрасной эпохи. Фр. Belle Époque − условное обозначение периода истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, предшествовавшего Первой мировой войне. Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии и рождения кино, успехов естественных наук, новейших технологий, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения.
После смерти в 1931 году Дж. Больдини оказался почти забыт, как и многие персонажи его блистательного, но сделавшегося к тому времени уже легендарным, времени. В новом столетии вновь возник интерес к искусству художников конца XIX – начала XX века, которые стояли в стороне от радикальных поисков авангардистов. Выставка произведений Джованни Больдини и его круга в Эрмитаже знаменует один из этапов «возвращения» к зрителю творчества мастера, которое обретает ценность как уникальное художественное свидетельство Belle Èpoque, им воспетой.
Экспозиция объединила произведения из семи музеев Италии, включая флорентийские Галереи Уффици, Галерею современного искусства Рима, музеи Пармы, Барлетты, Павии и Тревизо. В основу ретроспективы легла коллекция Музея Джованни Больдини в Ферраре, крупнейшего публичного собрания живописца, уникального по составу: прежде всего, это произведения из мастерской художника, которые он не предполагал предъявлять публике, своего рода «тайная лаборатория», где он свободно экспериментировал в разных жанрах и техниках. Включение в состав выставки ранних работ, а также показ знаменитых, виртуозно исполненных, светских портретов, позволило раскрыть Больдини как тонкого живописца, восприимчивого к искусству старых и новых мастеров, не останавливавшегося в своих поисках даже в преклонном возрасте.
Прижизненная слава художника была столь велика, что в 1892 году, по просьбе директора Галереи Уффици, он написал свой портрет для знаменитого Коридора Вазари, где помещены автопортреты известных живописцев начиная с эпохи Возрождения. Эта работа, а также бронзовый портрет художника исполненный Винченцо Джемито открывают выставку.
Среди ранних произведений, созданных во Флоренции, − «Автопортрет с картиной в руках» (1865), «Любитель искусства» (ок. 1866) и один их первых заказных портретов «Портрет Лилии Монти» (ок. 1864-1865).
Работы парижского периода, охватывающего 60 лет творчества художника, отражают его увлечение новейшей французской живописью, особенно творчеством Мане и Дега. Дружба с Эдгаром Дега имела для Больдини чрезвычайное значение. На выставке представлены как его опыты работы на пленэре («Дверь на Монмартре», ок. 1873, «Машина Марли», ок. 1876), так и композиции на сюжеты из жизни современного мегаполиса, постоянно находящегося в движении, шумного и веселящегося («Выход из бала-маскарада», ок. 1876, «Мост Святых отцов», 1881-1886, «Певица», ок. 1886). Неожиданные построения композиции, смелое обращение с цветом, быстрая техника письма свойственны многим экспериментальным холстам Больдини.
Необычны по формату, композиционному строю и живописному исполнению немногочисленные натюрморты мастера, как и изображения полутемных интерьеров дома художника, где «персонажами» становятся картины или любимый мастером бюст кардинала Медичи, проступающие в хаотичной паутине стремительных мазков. В отдельную рубрику выделяются опыты Больдини в гравюре.
Большие парадные портреты позволяют проследить эволюцию подхода мастера к этому жанру, начиная от камерных «портретов в обстановке», созданных во Флоренции («Алаиде Банти в сером платье», 1865-1866, «Сестры Ласкараки», 1869) и в первые десятилетия в Париже («Графиня Габриэль де Расти», ок. 1879, «Портрет художника Хоакина Араухо-и-Руано», ок. 1882), заканчивая парадными, в рост, полными блеска и шика («Портрет инфанты Эулалии Испанской», 1898, «Женщина в белом», 1902, «Дама в розовом (Портрет Оливии де Суберказо Конча)», 1916), в которых Больдини сформулировал и выразил канон красоты и элегантности, утонченности и чувственности своей эпохи.
Экспозиция знакомит с работами итальянских мастеров круга Больдини, его коллег и друзей − Кристиано Банти, Торелло Анчиллотти, Федерико Дзандоменеги, Джузеппе де Ниттиса, Антонио Манчини, Филадельфо Сими, Паоло Трубецкого, включая знаменитое полотно «Мечты» Витторио Коркоса.
Отдельный раздел выставки посвящен итальянскому рекламному плакату начала XX столетия, «золотого века афиши». Кроме работ знаменитого Марчелло Дудовича, «отца современного рекламного плаката», представлены произведения Алеардо Терци, Алеардо Виллы, Леопольдо Метликовича. Прямой отклик на модные новинки и актуальные социальные вопросы, эти листы служат ярким отражением современных Больдини реалий быстро меняющегося мира.
Авторы концепции выставки: Мария Луиза Пачелли, директор Галерей современного искусства Феррары; Барбара Гвиди, главный хранитель Галерей современного искусства Феррары. Куратор выставки – Наталья Борисовна Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.