Аромат Босфора.
В Арапском зале Зимнего дворца работает выставка «Аромат Босфора», приуроченная к 100-летию образования Турецкой Республики. Экспозиция под таким метафорическим названием даёт возможность взглянуть на жизнь Османской Турции через предметы прикладного искусства, образ или функция которых неотделимы от понятия аромата.
Чем мог благоухать Стамбул на протяжении XVI–XIX веков? Какие ноты составляли его общий аромат? «Оживить» эти запахи и представить разнообразие восточных ароматов позволяют более 80 памятников искусства Турции из коллекции Государственного Эрмитажа. Среди них серебряные ароматники и курильницы из собрания Екатерины II, расписная керамика и фрагменты роскошных тканей, предметы, связанные с турецким досугом и стилем жизни – банными традициями, кофейными церемониями и курением табака, – которые сразу вызывают в памяти особые ароматы и запахи. Дополняют экспозицию произведения европейских и османских художников XVI–XIX веков. Большая часть предметов показывается впервые.
Одним из необычных и ярких дополнений экспозиции становится её ольфакторное сопровождение. Исключительно для выставки «Аромат Босфора» специалистами «Гильдии парфюмеров» созданы четыре аромата. Один из них воссоздает аромат косметического жиросодержащего средства, следы которого по сей день сохраняются внутри представленной в витрине косметической шкатулки конца XVIII века.
Многие сферы османской жизни были наполнены всевозможными запахами и ароматами – от восточных благовоний и изысканных парфюмерных композиций до ароматного кофе и терпкого табака. Через запахи открывается картина мира османского общества, его традиции, ценности, привычки, а также передаётся настроение и дух времени. Рассуждения на тему ароматов, их разнообразия, роли, особенностей использования неразрывно связаны с изучением предметов, служивших вместилищем душистых смесей, либо изделий, появившихся благодаря новым для османского общества традициям.
Любовь жителей Османской империи к цветам, отмеченная путешественниками, читается в многообразии их изображений на предметах декоративно-прикладного искусства XVI–XVII веков, главным образом в орнаментах знаменитой турецкой керамики и роскошных рисунках шёлковых и бархатных тканей. Обилие вышивок с цветочными букетами и гирляндами, созданными в XVIII–XIX веках, также передают привязанность турок к цветам. Розы, тюльпаны, гиацинты, гвоздики, цветки сливы, зубчатые листья – излюбленное сочетание турецкой флоры, из которого складывается орнаментация произведений османского искусства.
Отдельный раздел выставки посвящён функциональному использованию ароматов. Здесь представлены редкие филигранные курильницы и ароматники XVIII века, важные атрибуты посольских приёмов, различных церемоний и обрядов. Эти предметы значимы своим происхождением из собрания императрицы Екатерины II.
Особое внимание уделено теме кофейных и табачных ароматов: курительным трубкам – главному элементу культуры курения табака, получившей распространение в Османской империи в XVII веке, и неотделимым от курительного процесса предметам кофейной церемонии XVIII–XIX веков. Обычай курения трубки, как и сам табак, быстро завоевал популярность, став наряду с кофе, согласно турецкой пословице, одной из «подушек софы наслаждения». Запах кофе и табачный дым, ныне олицетворяющие турецкий образ жизни, стали частью традиционной культуры, изменив её характер и обогатив звучание букета восточных ароматов новыми нотами. На выставке можно увидеть курительную трубку Топхане, отмеченную не только клеймом мастера, но и султанской тугрой, персональным знаком с именем и титулом правителя.
Важную роль в общественной жизни Османской империи играли хаммамы. Здесь общались, вели деловые переговоры, отдыхали, проводили традиционные обряды и церемонии. В составе выставки экспонаты, иллюстрирующие тему банных традиций, где аромосодержащие предметы занимали особое место. Вместе с ними можно увидеть сопутствующие принадлежности – полотенце, парикмахерскую накидку, таз, туфли для бани и банный скребок. Вообразить скрытый от посторонних глаз ритуал хаммама возможно только с известной долей осторожности. Так, фантазию художника на тему мавританской гаремной бани на выставке иллюстрирует гравюра со знаменитой картины Жан-Леона Жерома.
Повседневная жизнь Турции показана в картинах, рисунках и гравюрах европейских и османских художников XVI–XIX веков, изображающих городские пейзажи («Ворота комплекса мечети Айя-София», «Площадь Топхане в Стамбуле», «Мечеть Ейюп Султан»), сцены из повседневной жизни («Турецкая кофейня», «У цирюльника») и портреты местных жителей («Знатная турчанка», «Греческий цирюльник», «Дервиш с трубкой»). Дипломатическим связям с Россией посвящена картина неизвестного художника «Приём турецким султаном Абдул-Хамидом I русского посольства князя Николая Васильевича Репнина в 1775 году».
Смысл и значение многих экспонатов раскрывают тексты путешественников, посетивших Османскую империю в XVIII–XIX веках. Представленные на выставке фрагменты этих текстов позволяют понять особенности местной жизни и традиций, а главное то, как использовались те или иные предметы. Более подробные описания доступны в аудиозаписях, расположенных в соответствии с тематическими разделами выставки. Их прослушивание возможно посредством считывания QR-кода, размещённого на баннере экспликации к выставке.
Куратор и автор концепции выставки – старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Марина Николаевна Гаврилова.