Николай Суетин. Илья Чашник.

Николай Суетин. Илья Чашник.
Николай Суетин. Илья Чашник.
Николай Суетин. Илья Чашник.
Николай Суетин. Илья Чашник.
Николай Суетин. Илья Чашник.
В экспозиции, включены более 200 графических произведений, архивные материалы, предметы декоративно-прикладного искусства и живопись.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 1 марта, 2023 (Весь день) по понедельник, 15 мая, 2023 (Весь день)
Адрес: 
Садовая ул., 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Михайловском замке открывается экспозиция, посвященная творчеству Николая Суетина и Ильи Чашника. Выставка продолжает проект Русского музея по представлению графики из «Архива Лепорской», поступившего в музей в 2017 году благодаря уникальному дару Нины Суетиной и ее наследницы Раисы Стримайтис. В состав экспозиции, объединившей работы двух мастеров, будут включены более 200 графических произведений, архивные материалы, предметы декоративно-прикладного искусства и живопись из коллекции Русского музея и частных собраний. Многие работы зрители увидят впервые.
Николай Суетин и Илья Чашник - ведущие ученики школы Казимира Малевича и творческие единомышленники. Связанные общей школой, дружбой и эпохой, художники обладали индивидуальным стилем и особым взглядом на искусство. Они не только создавали произведения, входящие в число лучших образцов русского авангарда, но и совершали творческие открытия, а также участвовали в формировании супрематизма как художественно-философской системы.
«Их творческий путь отразил многие драматические коллизии, выпавшие на долю создателей новых течений в искусстве, и в своем наследии они предстают перед сегодняшним зрителем во всем сложном разнообразии поисков и открытий», - отмечает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.
Новая выставка представляет различные грани наследия художников, демонстрируя не только единство судеб и взглядов, но и индивидуальные черты каждого мастера. Работы Суетина и Чашника представлены совместно в трех залах, еще два отведены для произведений Суетина. Зрители увидят сходства и различия творческого метода авторов, чьи работы экспонируются по соседству. Графические листы дополнены двумя живописными произведениями и предметами из фарфора, над дизайном которых работали художники. На выставке впервые экспонируется пудреница (1932–1933) и брошь (1934), расписанные Суетиным. Посетители ознакомятся с архивными материалами (фотографиями и рукописями), документальным фильмом и увидят уникальные реконструкции архитектурных проектов Ильи Чашника. В последнем зале будут размещены тачскрины с дополнительной информацией о жизни и творчестве художников.
К сожалению, многие произведения Николая Суетина и Ильи Чашника в силу разных обстоятельств были утрачены. Тем большее значение приобретает демонстрация работ, принадлежащих собранию Русского музея. «Архив Лепорской» насчитывает более тысячи рисунков, набросков, учебных и подготовительных эскизов и этюдов известных художников, а также несколько тысяч архивных документов. Сотрудники Русского музея изучают и хранят бесценную коллекцию, а также последовательно знакомят зрителей с редкими произведениями: в 2019 году с успехом прошла выставка «Неожиданный Малевич», в 2021 – «Анна Лепорская».

Николай Суетин (1897 - 1954) был ближайшим соратником Казимира Малевича и до конца жизни оставался верен принципам супрематизма. Однако его творчество не ограничивается лишь этим: создатели выставки стремятся показать эволюцию художника от кубистических рисунков начала 1920-х и ранних супрематических композиций до постсупрематических, фигуративных композиций 1940-х и более поздних работ. Найденная в результате самостоятельных поисков изобразительная формула Суетина опиралась на безупречную чистоту конструкции, баланс динамики и статики и соединение простых элементов (на выставке - «Проект трибуны. Витебск»; «Супрематический орнамент» и др.).
Знакомство Суетина с Малевичем в 1919 г. определило дальнейшую творческую судьбу молодого художника. Суетин разрабатывал супрематические принципы в самых разных областях— дизайне интерьеров, моделировании мебели, в создании плакатов и книжных обложек, даже этикеток. Примеры результатов работы Суетина в области дизайна представлены на экспозиции: «Проекты стульев и другие наброски», «Обложка книги Максима Горького „Владимир Ленин“», «Рыбий жир. Эскиз этикетки».
Каждый этап жизни Николая Суетина по-своему повлиял на творчество художника. Он оформлял Витебск в 1920–1921 гг., работал с Малевичем, сотрудничал с бригадой архитектора Александра Никольского, где занимался поисками в области окраски новых зданий, позднее был художником-композитором, а затем и главным художником на Государственном фарфоровом заводе и даже участвовал в оформлении постоянной экспозиции Русского музея. Третий зал экспозиции полностью посвящен работе Суетина и Чашника на Государственном фарфоровом заводе. В витринах размещены фарфоровые изделия из фондов Русского музея, а также архивные документы. И, конечно, художник много рисовал, с успехом демонстрируя свои произведения на выставках. Сохранилось не очень много живописных произведений автора, и к числу наиболее известных принадлежит «Женщина с пилой» 1927–1928 гг., представленная в экспозиции. С конца 1920-х годов Суетин сам стал заниматься организацией выставок, возглавил бригаду художников для оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже (1937), подготовил проект внутреннего оформления павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Посетители увидят работы мастера 1930-х гг. – тогда он активно изображал крестьянскую жизнь («Псковщина. Поля», 1930; «Композиция с пятью крестьянскими фигурами», начало 1930-х). Во время блокады Ленинграда Суетин участвовал в маскировке зданий и в 1943 году стал главным художником выставки «Героическая защита Ленинграда». Творчество этого периода представлено на выставке рядом графических работ, среди них – «Отмена воздушной тревоги» (1942–1944), «Женский портрет» (1942–1944) и др.

Илья Чашник (1902-1929), один из самых талантливых молодых учеников Малевича, принадлежал к числу верных сотрудников мастера. Он прожил неполных 27 лет и посвятил свое творчество идеям переустройства мира с помощью нового искусства. Как и Суетин, Чашник вступил в группу Уновис, вел активную общественную работу, занимался выпуском тематических изданий, делал обложки и рекламные плакаты, проектировал рекламные стенды и киоски. В экспозицию вошли плакаты Чашника: «Подписался ли ты на облигацию выигрышного займа», «Реклам бюро КУБУЧа и Деткомис».
Дружба Чашника с Суетиным зародилась еще в Витебске, где они познакомились с принципами школы Малевича и самим мастером. Переехав в Петроград, друзья не только жили в одной квартире, но и работали над общими проектами. Как и Суетин, Чашник был зачислен в штат Государственного фарфорового завода в качестве художника-композитора и там работал над супрематическими формами и росписями посуды (на выставке - «Супрематическая композиция с треугольником», 1923–1925 и др.), а также под началом архитектора Александра Никольского участвовал в оформлении конструктивистких новостроек. Одновременно Суетин и Чашник продолжали заниматься дизайном в экспериментальной лаборатории при Комитете художественной промышленности, проводили исследования для промышленного производства обоев. Эта сторона деятельности Чашника также нашла свое отражение в экспозиции – в залах Михайловского замка демонстрируется серия работ «Супрематический орнамент». Эти, казалось бы, исключительно прикладные объекты дают представление о безупречном понимании законов супрематического дизайна и виртуозном композиционном мышлении Чашника.
Но более всего молодого художника интересовала архитектура, он с особым рвением изучал супрематическое пространство и работал с пространственными объектами («Супрематическая композиция»), Чашник занимался декоративно-прикладным искусством и дизайном (в экспозиции - «Проект портсигара»), создавал оригинальные и нестандартные формы, однако всегда мечтал о работе над крупными монументальными объектами. Несмотря на подавляющее влияние Малевича, он сумел создать свой собственный вариант супрематизма и находил в его принципах разрешение многих проблем современной архитектуры. Реконструкции проектов Чашника демонстрируются в двух залах выставки.

Материалы из архива: