Ленинградский пейзаж.
В Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга».
Она является продолжением выставочного проекта музея под названием «Непарадный Ленинград», представлявшего ленинградский пейзаж 1920-1940-х годов. Эта выставка с успехом прошла весной-летом 2022 года в одном из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга – особняке Румянцева.
В экспозиции представлено около 100 живописных работ, исполненных ленинградскими художниками в жанре городского пейзажа. Среди них произведения таких известных мастеров, как Евсей Моисеенко, Юрий Тулин, Юрий Подляский, Людмила Рончевская, Вячеслав Пакулин, Завен Аршакуни, Ярослав Николаев, Гавриил Малыш, Арсений Семёнов, Ярослав Крестовский, Андрей Блиок, Дзовинар Бекарян, Михаил Канеев, Леонид Кабачек, Иван Уралов, Сергей Репин, Никита Фомин, Юрий Непринцев и другие
Выставка предлагает совершить прогулку по Ленинграду 1950-х – 1980-х годов и увидеть город глазами его жителей — художников.
Северная столица всегда привлекала внимание художников красотой и величием архитектуры; царящей в городе особой, неповторимой атмосферой, духом творчества и романтики. Для многих из них тема пейзажа стала способом творческого отдохновения, возможностью для воплощения смелых художественных идей и поисков.
На выставке обширная галерея живописных городских видов дает возможность зрителю проследить эволюцию развития ленинградской пейзажной школы второй половины ХХ века: от мажорных реалистичных работ 1950-х годов до «сурового стиля» 1960-х, от романтизма 1970-х до тяготения к академизму 1980-х.
Представленные произведения дают возможность полюбоваться великолепными архитектурными ансамблями, улицами и площадями, реками и каналами центра Ленинграда, видами новых современных городских районов.
Художники запечатлели Ленинград в разное время года и в разное время суток, любуясь его обликом жарким летним днем, в дождливую погоду или морозной зимой. И, конечно, не обошли вниманием такое знаковое для города на Неве природное явление как белые ночи. На полотне Людмилы Рончевской город белых ночей окрашен в лилово-розовые цвета, наполнен лиризмом и остротой чувств. Мистическими, с расплывчатыми очертаниями, как бы плывущими в небе силуэтами зданий, предстают белые ночи в триптихе «Город поэта» Александра Совлачкова. Тревожная и напряженная белая ночь изображена в работе Ярослава Крестовского.
Одним из атрибутов ленинградских белых ночей стал праздник выпускников «Алые паруса». Впервые он состоялся 28 июня 1968 года, режиссёром праздника стал Георгий Товстоногов. На выставке «Алые паруса» можно увидеть на картине Константина Чернякова.
Судьба Ленинграда неразделимо связана с водной стихией, город неоднократно страдал от разрушительных наводнений. Отражением этой стороны жизни северной столицы стала целая серия работ, написанная по заказу Музея истории Санкт-Петербурга Леонидом Кабачеком, Юрием и Александром Подляскими. Мастера изобразили в исторической ретроспективе самые сильные петербургские-ленинградские наводнения 1721, 1777, 1824, 1903, 1924 и 1977 годов. Благодаря выразительности композиционных решений и цветовых соотношений художники смогли передать всю мощь и разрушительную силу воды. Серия, посвященная наводнениям, впервые демонстрируется зрителям в полном объеме.
Выставка дает возможность вспомнить об ушедшей эпохе, о прежнем Ленинграде, облик которого в течение четырех десятилетий изменился до неузнаваемости. Невский проспект с трамвайны линиями, Свято-Троицкая церковь на улице Марата, Успенский собор на Сенной площади — то, что было впоследствии безвозвратно утрачено, запечатлели на холстах ленинградские художники Сергей Ласточкин, Евгений Зубехин, Василий Бунтов и Арсений Семёнов.
Петербургские дома второй половины XIX – начала ХХ века, составляющие основную застройку улиц центра города, стали предметом пристального внимания художников Альберта Белявского и Ивана Егоркина. Лаконизм, фотографическая точность и некоторая сухость этих работ определена задачей, поставленной перед художниками. По заданию Музея истории Санкт-Петербурга в 1988 году они проводили художественную фиксацию доходных петербургских домов. По-разному сложилась судьба зданий, запечатленных на этих полотнах. Какие-то дома сохранились в первоначальном виде, какие-то – были перестроены или снесены. Но картины сохранили для нас память об этих фрагментах петербургской городской среды.
Особое внимание художники 1950-х –1980-х годов уделяли теме строительства новых районов Ленинграда и новых современных зданий в центре города. Герман Егошин в яркой, свойственной ему пастозной живописной манере написал новостройки Васильевского острова. Новым районам посвящены зимние пейзажи Николая Ломакина, Юрия Подляского и Юрия Тулина.
На выставке можно увидеть изображения крупных общественных зданий и сооружений, ставших знаковыми для Ленинграда 1960-х –1970-х годов. Среди них первое в Ленинграде высотное двадцатиэтажное здание гостиницы «Советская», запечатленное Никитой Фоминым, и Дворец спорта «Юбилейный», написанный Иваном Ураловым.
На выставке особенно выделяется работа Дзовинар Бекарян «Старый дом», напоминающая о безвозвратно уходящих в небытие уютных деревянных постройках, оставшихся доживать свой долгий век где-то за линией железной дороги, символизирующей черту новой жизни.