Реконструкция зданий Эрмитажа.
в Эрмитаже (залы 34–37) работает выставка, посвящённая 100-летию присоединения Зимнего дворца к Государственному Эрмитажу.
Экспозиция рассказывает об истории формирования архитектурно-музейного комплекса Государственного Эрмитажа в 1920–1950-е годы, о реставрации зданий бывшей императорской резиденции после Октябрьской революции, о восстановлении Эрмитажа после Великой Отечественной войны, а также о дальнейшем становлении и развитии музея.
«Выставка крайне актуальна. Она о том, как музеефицировать дворцы – вопрос далеко не однозначный, вызывающий и по сей день множество споров. И ещё она о том, как преданность Эрмитажу может принести не только радости, но и беды», – генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Отдельные разделы выставки посвящены жизни и творчеству главного архитектора Государственного Эрмитажа Александра Владимировича Сивкова. Под его руководством различные по назначению помещения Зимнего дворца и комплекса зданий, прилегающих к нему, стали единым музейным пространством. Удобные маршруты и переходы позволяют посетителям и сегодня знакомиться с обширной коллекцией Эрмитажа.
В результате реконструкции, проведённой Александром Сивковым в 1920–1950-е годы, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце. Общая площадь помещений, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, с 1917 по 1957 год увеличилась в 4,8 раз. Значительным событием в жизни музея стало строительство гардероба «Метро» в подвале Зимнего дворца, завершившееся в 1958 году.
На выставке представлено более 300 уникальных экспонатов: фотографии, документальные свидетельства, чертежи, акварели и рисунки, архитектурные детали и технические предметы. Около 200 из которых будут показаны впервые.
До революции в комплекс зданий Эрмитажа входили предназначенные для хранения дворцовых коллекций Малый и Большой (Старый) Эрмитажи, а также Новый Эрмитаж – первый публичный художественный музей в России.
Зимний дворец выполнял функцию императорской резиденции. В нём располагались залы для проведения официальных встреч и приёмов, жилые апартаменты членов царской семьи, комнаты прислуги и фрейлин, рабочие кабинеты, кухни, подсобные помещения и сооружения инженерного назначения, обеспечивающие автономное существование дворца (отопление, электроснабжение, телеграфную связь и т. п.).
17 января 1923 года Зимний дворец был передан Государственному Эрмитажу.
В 1925 году главным архитектором Эрмитажа назначили Александра Сивкова, основной задачей которого стала организация функциональных связей между всеми зданиями Эрмитажа и трансформация дворца-жилища во дворец-музей.
Изменение цвета фасадов Зимнего дворца в период с 1927 по 1947 годы.
Первая послереволюционная окраска фасадов Зимнего дворца была произведена осенью 1927 года, к 10-й годовщине Октября: терракотово-охристая тональность сменилась на серо-зелёную с белыми колоннами. Лепные элементы и скульптура, венчающая балюстраду, были окрашены в оливково-коричневый (почти чёрный) цвет – под патинированную бронзу.
30–40-е годы XX века – время экспериментов и поисков нового цветового решения фасадов Зимнего дворца. Так, в 1930–1931 годах здание перекрашивают в коричнево-серую гамму, а к 1934 году –
в оранжевую. С началом Великой Отечественной войны фасады Зимнего дворца в целях маскировки покрывают обратимой клеевой краской серого цвета.
В 1945–1947 годах Зимний дворец приобрёл современный, привычный для нас и узнаваемый во всём мире вид: стены изумрудного цвета; колонны, карнизы и обрамление окон – белого; а лепной декор, капители и картуши – оттенка охры.
Перепланировка помещений Зимнего дворца.
Под руководством Александра Сивкова проводились полномасштабные работы по реконструкции и реставрации интерьеров Зимнего дворца. Необходимо было объединить разные по назначению комнаты в новую систему просторных залов, кабинетов и хранилищ.
В 1940 году по проекту Сивкова тёмный Кухонный коридор и два яруса кухонных помещений, располагавшихся на первом и антресольном этажах восточной части Зимнего дворца, превратились в светлую барочную 100-метровую галерею, названную в честь её создателя Ф. Б. Растрелли. Сейчас Галерея Растрелли является одной из наиболее посещаемых в Эрмитаже: в ней располагаются сувенирные и книжные магазины, зона отдыха, кафе.
Большая часть парадных залов и жилых покоев, расположенных на втором этаже Зимнего дворца, уже использовались и не нуждались в реконструкции. Наиболее существенные изменения претерпели помещения Министерского коридора: разобраны антресоли, лестницы и полы; убраны печи, ванные
и уборные. Узкий, шириной около одного метра коридор превратился в широкую и высокую галерею, где сейчас представлены западноевропейские шпалеры XVII–XVIII веков. На отпечатке с архивного негатива Архитектурной службы Государственного Эрмитажа запечатлён вид Министерского коридора после реконструкции (1929 год).
Полной реконструкции подвергся оформленный в готическом стиле Дубовый кабинет Николая II. До наших дней чудом сохранилась только дубовая дверь, которая будет представлена на выставке.
До 1917 года третий этаж Зимнего дворца напоминал гостиницу с номерами, расположенными по обеим сторонам длинных коридоров. Здесь находились небольшие фрейлинские комнаты. Александр Сивков разработал проект перепланировки, благодаря которой только в южном корпусе Зимнего дворца вместо 64 жилых и служебных помещений было создано 17 просторных экспозиционных залов. В начале 1957 года там выставили произведения из коллекции И. А. Морозова и С. И. Щукина. В 2014 году работы импрессионистов были перевезены в новое выставочное пространство Восточного крыла Главного штаба. Сейчас на третьем этаже экспонируется более 300 работ европейских художников XVII–XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа.
После реконструкции и перепланировок, выполненных по проектам и под руководством Александра Сивкова в 1920–1950-е годы, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце. Общая площадь помещений, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, с 1917 по 1957 год увеличилась в 4,8 раз. Посетители получили возможность знакомиться с экспонатами музея в новых архитектурных пространствах.
Строительство переходов.
До 30-х годов XX века картинные галереи Малого Эрмитажа сообщались с Зимним дворцом только двумя переходами по второму этажу. Для свободного анфиладно-кольцевого обхода выставочных залов необходимо было организовать дополнительные пути. Александр Сивков разработал проект нового прохода со стороны Дворцовой набережной, соединившего Зимний дворец с Павильонным залом. Экскурсионный мостик, как его называли в Эрмитаже, позволил посетителям обходить все четыре здания Эрмитажа по второму этажу.
После освобождения конюшен и Манежа, располагавшихся в Малом Эрмитаже, Александр Сивков разработал проект нового перехода, соединяющего Зимний дворец с Новым Эрмитажем по первому этажу.
Работы по созданию прохода начались в 1938 году: «Под Георгиевским залом находились полутёмные низкие помещения Главного буфета, пожарного караула и кладовые со сводами, начинавшимися от самого пола. В результате разборки сводов, стен и лестниц получился зал площадью около 600 кв. м. и высотою до 8 метров» (А. В. Сивков). Сегодня он используется в качестве экспозиционного зала, посвящённого древнеегипетской культуре (№ 100). Далее, на уровне антресольного этажа начинается переход из Зимнего дворца в Новый Эрмитаж, названный в честь автора проекта Сивковским. Сейчас здесь размещены римские мраморные рельефы первых веков нашей эры (зал № 102).
Восстановление музея после ВОВ.
Великая Отечественная война нанесла серьёзный ущерб зданиям Эрмитажа. Александр Сивков руководил процессом восстановления музея. Общий объём работ сам архитектор описывал так: «Площадь всех музейных помещений составляет 104 тысячи квадратных метров,… объём – около миллиона квадратных метров…, что …применительно к жилым домам составило бы два средней величины квартала, на которых расположено до пятидесяти шестиэтажных домов». Для полного восстановления Эрмитажа после Великой Отечественной войны потребовалось около 10 лет.
Устройство нового гардероба в подвале Зимнего дворца.
Кроме выставочных залов, необходимо было организовать служебные помещения для сотрудников, места для хранения экспонатов, а также гардеробы для посетителей.
До Великой Отечественной войны главным входом в Эрмитаж был Иорданский подъезд, откуда гости проходили в Иорданскую галерею, где был организован гардероб на 3 000 человек. Однако здесь встречались потоки посетителей, что доставляло определённые неудобства. Необходимо было решить вопрос не только с разведением потоков, но и с обустройством гардероба, способного вместить большее количество гостей.
В 1956 году Александр Сивков разработал проект нового гардероба на 4 000 мест в подвале Зимнего дворца, вдоль северного фасада здания. В этой части полы первого этажа были приподняты на 1,3 метра, что вкупе с разборкой старых сводчатых перекрытий позволило довести высоту потолков новых помещений до 4 метров. Строительством занимались специалисты Ленметростроя, поэтому после открытия гардероба в 1958 году его стали называть «Метро». Внешний облик нового архитектурного пространства напоминает стилистику станций метрополитена того периода и является ярким памятником строительства и архитектуры середины XX века – так называемого сталинского ампира.
Реконструкция системы отопления.
До революции в зданиях зимней императорской резиденции имелось несколько несвязанных друг с другом отопительных систем, созданных в разное время.
Создание единой сети теплоснабжения стало возможным благодаря деятельности Александра Сивкова. Под его руководством в 1932 году был создан проект системы отопления всех зданий Эрмитажа с подключением к городской теплоцентрали.
На выставке демонстрируются фотографии и фрагменты инженерно-технических устройств, а также предметы сантехнического оборудования XIX века, использовавшиеся в Зимнем дворце.
Кураторы выставки: заведующий сектором хранения Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Сергей Анатольевич Маценков, ведущий научный сотрудник Сектора научных исследований истории и реставрации памятников архитектуры Архитектурной службы Государственного Эрмитажа Светлана Фёдоровна Янченко.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, который открывает вступительное слово генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского. Автор предисловия и составитель каталога – ведущий научный сотрудник Сектора научных исследований истории и реставрации памятников архитектуры Архитектурной службы Государственного Эрмитажа, С. Ф. Янченко. Авторы каталожных описаний: Ю. В. Езерова, С. А. Маценков, В. И. Павлов, Н. В. Тампио, С. Ф. Янченко.