Египет в Эрмитаже.

Фрагмент резной панели с изображением животных и птиц. Египет, IV–V вв. Дерево.
Cаркофаг Па-кеша. Конец XXV династии, ок. 712 – 656 гг. до н.э. Фивы. Дерево, левкас, роспись.
Саркофаг Бабат. XXVI династия, ок. 620 – 580 гг. до н.э. Фиванский некрополь. Дерево, левкас, роспись.
Исследование мумии специалистам Клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова в Санкт-Петербурге.
Исследование мумии специалистам Клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова в Санкт-Петербурге.
В рамках Года Египта в России.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 15 сентября, 2021 (Весь день) по воскресенье, 25 сентября, 2022 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Государственный Эрмитаж, в рамках Года Египта в России, отмечает День Египта в Эрмитаже открытием двух выставок: «Египет в Эрмитаже. Мумия меняет имя» и «Египет в Эрмитаже. После мумий».

«Этими выставками, посвящёнными Году Египта в России, Эрмитаж следует тенденции, выраженной созданием только что открывшегося Музея египетской цивилизации — показывать и подчёркивать внутреннее историческое единство культур Египта в разные эпохи, — отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Представленные вещи прекрасны, полны загадок и увлекательных сюжетов: от запрета хранить мумии в императорском дворце, до восприятия дионисийских сюжетов как символа евхаристии и европейского спроса на мусульманские предметы роскоши».

Мумия меняет имя

Временная выставка «Мумия меняет имя» рассказывает о результатах компьютерно-томографического исследования одной из древнеегипетских мумий из эрмитажного собрания. Одна из главных задач выставки – представить результаты научно-исследовательской работы египтологов, которая остаётся скрытой от глаз посетителей музея. Согласно музейной документации, экспонат значился как мумия женщины по имени Бабат, чьи два саркофага также находятся в Эрмитаже и позволяют утверждать, что она происходила из фиванской семьи жрецов бога Монту, была певицей в храме Амона-Ра и жила при XXVI династии, примерно в 620–580 годах до н. э.

В 2017 году благодаря специалистам Клинической больницы № 122 им. Л. Г. Соколова в Санкт-Петербурге удалось установить, что мумия не женская, как считалось ранее, а мужская. Обследование осуществлялось на самой современной аппаратуре, с использованием методов компьютерной томографии. Это позволило без повреждения завёрнутого в многочисленные пелены древнего тела увидеть его внутренности, отметить особенности телосложения и начать поиск ответов на следующие основные вопросы: какого умерший был пола и возраста, ясна ли причина его смерти, каков был его рост, какие заболевания у него были, какие органы были вынуты во время мумификации, имеются ли на теле амулеты, подпорки или накладки.

Результаты томографического сканирования показали, что это тело мужчины 35–40 лет, вероятно страдавшего синдромом Марфана — генетическим заболеванием, как правило ведущим к смерти в возрасте около 40 лет. Во время медицинского обследования было обнаружено, что скорее всего, мужчина был кастрирован — такая практика в древнем Египте практически неизвестна. Тот факт, что тело принадлежит мужчине, является наиболее важным для музейной египтологии итогом проведённого исследования. С высокой степенью вероятности мумия — это запелёнутое тело человека по имени Па-кеш, внутренний и наружный саркофаги которого хранятся в Эрмитаже. Он жил в Фивах в конце XXV династии, около 712–656 годов до н. э. и был жрецом Амона и начальником привратников фараона. Как Бабат, так и Па-кеш относились к весьма состоятельной части общества Древнего Египта того времени, о чём свидетельствует качество оформления их саркофагов. Их форма, а также надписи и изображения на внутренних и внешних сторонах отражают один из этапов длительной эволюции саркофагов в древнеегипетской культуре.

Почти детективный сюжет, связанный с эрмитажными мумиями, во многом обусловлен сложной музейной историей на рубеже XIX–XX столетий. Когда для публики был открыт Новый Эрмитаж, возникла надобность представить в нём египетскую культуру — как небольшое предисловие к классическим древностям. Тогда эрмитажное собрание пополнили экспонаты Египетского музеума в Кунсткамере, закрытого в 1862 году. Согласно существовавшим правилам, человеческие останки не могли находиться в дворцовом комплексе, поэтому мумии остались в Кунсткамере, и их передача стала возможна только после революции. На долгое время мумии оказались отделёнными от своих саркофагов. Это было не только противоестественно с точки зрения египетской религии, но и очень плохо с точки зрения музейной практики. Вероятно, ещё в Кунсткамере некоторые из них были распеленаты без должной документации, в результате перемещений став безымянными, а некоторые по перемещении в Эрмитаж могли попасть не в свои саркофаги.

В настоящее время в собрании Эрмитажа находятся восемь древнеегипетских мумий, в том числе две детских, разной степени сохранности, не считая отдельных фрагментов. Именно борьба со смертью стала одной из самых ярких черт древнеегипетской цивилизации, сделав мумии главными символами культуры древнего Египта, наряду с пирамидами, обелисками и грандиозными храмами. Особый интерес к ним не угасает на протяжении последних столетий. Внимание, которое египтяне уделяли сохранению тел умерших, объясняется специфическими представлениями о природе самого человека, обладавшим множеством сущностей. Все эти сущности, сумма которых образует человека: ка, ба, рен, шут, сах — не являются взаимодополняющими. Каждая из них в отдельности представляет человеческую индивидуальность целиком, только воспринятую с разных сторон. Когда мумию пеленали, надевали на неё маску и помещали в саркофаг, её, по сути, превращали в статую, связанную с визуальным образом человека, продолжавшим жить после его смерти, превратившись в самостоятельное существо — ка. Образ умершего сохранялся в памяти знавших его людей, а при помощи изображений-напоминаний его можно было сделать практически вечным.

На экспозиции представлены мумия, лежавшая на ней фаянсовая сетка, внутренний антропоморфный саркофаг Бабат, саркофажный комплекс Па-кеша и набор ритуальных сосудов, каноп, для хранения извлечённых при мумификации органов, не связанный с героями выставки, но дополняющий представление о погребальных комплексах. Ход исследования мумии на выставке иллюстрируется многочисленными фотографиями, сделанными при компьютерной томографии мумии, и созданными на основе КТ трёхмерными реконструкциями.

Куратор выставки: Андрей Олегович Большаков, доктор исторических наук, заведующий Сектором Древнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

К выставке издан иллюстрированный научный каталог «Мумия меняет имя» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2021 год), под научной редакцией А. О. Большакова. Авторы статей: научные сотрудники Государственного Эрмитажа А. О. Большаков и А. Н. Николаев; практикующие врачи, специалисты Клинической больницы № 122 им. Л. Г. Соколова: В. С. Декан, С. В. Кузнецов, В. Р. Ратников. Каталог предваряет вступительное слово директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского. Помимо результатов томографического исследования мумии с медицинской и египтологической точек зрения, издание включает статьи по истории мумификации, эволюции саркофагов, роли мумий в египетской религии и их восприятию в европейской культуре, а также этическим проблемам показа мумий в музеях.

14 сентября 2021 года состоится научная конференция «Египетские мумии в музее», которая пройдет на платформе ZOOM. Темами докладов станут вопросы мумификации в Древнем Египте, реставрации и исследования мумий, их тысячелетней истории и современной медицины, проблемам бытования мумий в музеях, истории и атрибуциям древнеегипетских саркофагов. Модераторами выступят хранители египетской коллекции Государственного Эрмитажа А. О. Большаков и А. Н. Николаев.

После мумий

Экспонаты выставки «Египет в Эрмитаже. После мумий» знакомят с эволюцией египетского искусства, начиная с поздней античности, и заканчивая поздним средневековьем. В первые века нашей эры господствующей религией в Египте становится христианство, а затем — ислам, что не могло не отразиться на характере памятников. В культуре раннехристианского Египта тесно переплелись античная, древневосточная, христианская символика и изобразительные мотивы. Наиболее заметный след, несомненно, оставило богатое наследие эллинистического искусства, из которого были заимствованы и по-новому интерпретированы аллегории, мифологические образы и символы. Появление большого количества памятников с «нильскими сценами» на фоне флоры и фауны Нила объясняется тем, что эти сюжеты олицетворяли христианский рай.

Излюбленной темой позднеантичного искусства в Египте было обращение к дионисийскому кругу — образу бога Диониса и его свиты — менад, сатиров, вакхантов, воинов и амазонок. Широкое распространение получили изображения эротов, собирающих виноград, приносящих дары. В определённом контексте эти композиции служили символом Евхаристии. О религиозной жизни египетских христиан можно судить по предметам литургического назначения: иконам, светильникам, крестам, курильницам, сосудам для хранения масел.

В века, последовавшие за арабским завоеванием Египта (VII в.), происходило формирование мусульманского искусства, в первую очередь, путём переработки традиций искусства античности и христианства, их приспособления к требованиям новой религии. Подлинного расцвета экономика и хозяйство достигли при Фатимидах (909–1171 гг.). По стилю и сюжетам произведения мусульманских мастеров этого периода часто трудно отличить от изделий, изготовленных их христианскими коптскими современниками. Основным отличием является наличие на многих предметах каллиграфических надписей на арабском, ставших важным элементом мусульманского искусства, начиная с IX–X веков. В период мамлюкского султаната (1250–1517 гг.) продолжается дальнейший расцвет архитектуры и прикладного искусства. Пожертвование на строительство мечетей и духовных училищ (медресе) считалось делом благочестия; были воздвигнуты величественнейшие строения, многие из которых сохранились до наших дней. Изделия, создаваемые египетскими мастерами в этот период: керамика, ткани, деревянные панели с инкрустацией костью и перламутром — поражают высоким качеством исполнения. Египетские предметы из медного сплава (латуни или бронзы) с серебряной и золотой инкрустацией, а также стеклянные сосуды и лампы, украшенные эмалями, пользовались большим спросом в Европе уже в эпоху средневековья.

Куратор выставки: Антон Дмитриевич Притула, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: