Выставка «Образ матери склоненный».
…Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И этот незабвенный миг
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь,
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь - безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир прекрасен, как всегда...
(*в полную меру (лат.) – лозунг Бранда,
героя одноименной драмы Генрика Ибсена)
А. А. Блок. Возмездие. 1911
Александра Блока и его мать, Александру Андреевну Кублицкую-Пиоттух (в девичестве – Бекетова, по первому мужу – Блок), связывали необыкновенно крепкие узы. Поэт говорил: «Мы с мамой – почти одно и то же» и называл мать своей совестью. О существовании особой «мистической» связи между матерью и сыном свидетельствуют воспоминания, письма, личные и творческие материалы.
Название выставке дали строки из поэмы Блока «Возмездие», которые по воспоминаниям близких Александра Андреевна хранила «как драгоценнейшее сокровище».
Нежные и трогательные отношения с матерью сложились у Блока с раннего детства. Мать и сын много времени проводили вдвоем, придумывали друг другу особые ласковые имена.
Александра Андреевна, будучи талантливой переводчицей, человеком, не лишенным поэтического дара и обладающим высокими представлениями о литературе, сильно повлияла на вкусы и увлечения Блока. Мать поддерживала его детскую игру в сочинителя и издателя. Свои первые книжки Блок называл «Для моей милой мамочки», «Для моей маленькой кроши», «Мамулин альбом». Некоторые из них можно почитать в игровом пространстве выставки за столом, выполненном по образцу детского столика Блока. В журнале «Вестник», который Блок издавал с 13 до 17 лет, она была одним из авторов и цензором. Мать и сын вместе сочиняли шуточные стихи.
Сестра Александры Андреевны, Мария Андреевна Бекетова, вспоминала: «Временем наибольшей близости между сыном и матерью была та пора, когда он начал писать первые серьезные стихи (после 17 лет). Общение с сыном-поэтом было для нее источником великих радостей». Мать стала первым читателем и критиком Блока, сумевшим по достоинству оценить его дар и собрать кружок первых почитателей его поэзии.
На протяжении многих лет Блок обращался к матери в стихах. Стихи с посвящением «Моей матери» в виде увеличенных автографов представлены на стенах в большом зале. Александра Андреевна тоже писала стихи, но не считала себя поэтом. Печатались в основном ее стихи для детей, с которыми можно познакомиться на выставке, а также увидеть издания, в которых они были опубликованы. Трогательностью и проникновенностью отличались лирические стихотворения Александры Андреевны. Образы из ее стихов стали основой инсталляции «Раскрылись цветы и со мной говорят…», в которой воспроизводятся запахи сада, сирени, шиповника… (ароматы для инсталляции предоставлены Оксаной Чернышовой, президентом Гильдии парфюмеров). Стихотворные строки о цветах матери и сына можно прочесть, играя в «Цветочно-поэтическое лото». А также рассмотреть подписанные ею открытки из коллекции музея.
Более уверенно Александра Андреевна чувствовала себя в роли переводчика. М. А. Бекетова писала: «Ее прозаические переводы литературны и передают дух подлинника». На выставке представлены издания, в которых она публиковалась. Познакомиться с переводами Александры Андреевны можно благодаря электронному каталогу.
Мать и сын нередко сотрудничали. Они вместе выбирали произведения, которые переводила Александра Андреевна, а поэт редактировал или писал к ним предисловия. Блок считал, что его мать работает «и добросовестно, и талантливо» (М. А. Бекетова). Поэт привлекал мать к работе, которую выполнял в послереволюционные годы: она резюмировала его записи для Чрезвычайной следственной комиссии, редактировала переводы для издательства «Всемирная литература», писала рецензии на пьесы для Театрального отдела Наркомпроса.
Блока и его мать сближало презрение ко всему уютному и бытовому в пошлом, мещанском понимании. В то же время, находясь рядом с матерью, Блок чувствовал редкие и ценимые уют и покой. Об этом свидетельствуют цитаты из записных книжек и дневников поэта, которые можно прочесть на стене в большом зале. В художественном оформлении выставки использован образ дома, как места их встречи. Предпринята попытка воссоздать ощущение дома, труднодостижимое для матери и сына друг без друга.
Всю жизнь они писали друг другу письма. Письма Блока к матери можно услышать с помощью QR-кодов на выставке. Также в витринах представлены подлинные письма и открытки Александры Андреевны, которые будут меняться каждый месяц.
Одним из способов проявления материнской любови для Александры Андреевны было рукоделие. Почти вся детская одежда Блока была выполнена руками матери. Ценнейшим экспонатом выставки является рубашка косоворотка Блока работы Александры Андреевны. Эта любимая Блоком вещь – редчайший случай сохранившейся одежды из гардероба поэта. На выставке можно не только увидеть рубашку и познакомиться с замечательной историей ее создания и бытования, но и принять участие в вышивании лебедей, подобных тем, что ее украшают.
Стремясь сделать выставку интересной посетителям разных возрастов, музей подготовил экспериментальную компьютерную игру «Блок или рэп?». В ней гостям музея придется побороться за звание знатока поэзии Блока или ценителя творчества современных рэп-исполнителей.
Видеозапись мероприятий можно будет увидеть на страницах:
www.vk.com/spb_museum
www.facebook.com/spbmuseum
https://www.youtube.com/channel/UCcxi29jV5WoBI0viuSGBGrQ