Родство, Которого Нет?
Жизнь ставит перед нами вопросы и заставляет сомневаться в решениях.
С чем мы ощущаем родство, а от чего готовы отказаться?
68 авторов из Петербурга, Москвы, Выборга и Дамаска (Сирия) готовы поделиться с вами своими ответами.
Каждый сможет найти то, что ему ближе: какие-то ответы покажутся наивными, какие-то - непонятными, а некоторые станут откровениями.
Особенно интересным выставку делает участие работ из серии «Тени Пальмиры» известного сирийского художника Шафика Ашти, не выставлявшегося в Петербурге последние 30 лет.
Сирия ассоциируется в массовом сознании с перекрестком древних культур и, к сожалению, с театром военных действий против терроризма и религиозного экстремизма. Зрителю, далекому от этой страны, кажется странным существование там развитого светского искусства, тем более – искусства современного, символистичного, актуального не только по смыслу, но и по форме. Между тем именно современным живописным, пластическим языком нужно и можно поднимать важнейшие этические вопросы в обществе современности. И здесь незаменимым становится творчество Шафика Ашти, художника с богатейшим академическим образованием и острым, эмоциональным взглядом на окружающую реальность.
В живописи Шафика Ашти акценты обманчиво смягчены, зритель путается в ветхих завесах времен, где каменную стену можно отдернуть, как драпировку, где сквозь наслоения жизней, образов, теней движения просвечивает безжалостная и беспристрастная структура вечности.
Возле его работ иллюзорно слышен шепот множества голосов, перекликающихся через века. Но они обращаются не к нам, а к небу, в котором нет адресата. И лишь эта иллюзия может сохранить бессмертие исчезнувшего в бесконечности. Так из песчинок складывается история.
Творческое объединение художников «ТКН» с 2012 года ежегодно организует арт-акцию, включающую одну или несколько выставок на заданную тему. На каждый год выбирается новая тема, по условиям игры включающая в название словосочетание «…Которого Нет»: «Берег, которого нет», «Слово», «Время», «Адрес», «Город», «Ночь…», был даже «Кот».
Особенность выставочной политики проекта в том, что, наряду со старшими мастерами, в проекте принимают участие и начинающие авторы, и даже студенты творческих ВУЗов.
Критерий - только оригинальность раскрытия темы и художественный уровень работ.
В 2019 году темой объявлено «Родство, Которого Нет?» В первый раз в название включен вопросительный знак, как символ того, что стержнем раскрытия темы является сомнение и отрицание стереотипов.
Концепция выставки: «Детство мира. Начало пути»
Детство человека – это пора, когда восприятие чисто и незамутнено, когда неодушевленные предметы разговаривают с тобой, плюшевый мишка ближе бабушки, и весь мир - твоя родня.
Детство мира – это пора, когда классификация добра и зла еще не испортила чистоту невинности, когда агнец бродит рядом с волком, и всё в мире – родня друг другу.
В детстве мира люди равны окружающему миру и самим себе. Разница национальностей, религий, мифологий, условностей социумов еще ничего не значит.
В начале пути мы стоим рядом, на одном уровне со всем, что окружает нас. Младенец чист, как чист новорожденный звереныш, птенец, проклюнувшийся побег, упавшая капля, солнечный блик.
Но человек растет, и начинает считать себя выше окружающего мира – и убивает зверя ради кожи и меха, открывает птицеферму, засевает поля кукурузой, использует воду и свет для своего комфорта.
Использовать родных – нехорошо. Использовать чужих – можно.
В момент разрушения цепи родства включается механизм подчинения цели.
Плюшевый медведь перестает быть собеседником, это лишь тряпка и набивка, которым при необходимости можно найти применение, если не быть сентиментальным.
В поисках гармонии, следуя путями искусства, человек нащупывает путь к ощущению себя единицей вселенной, к растворению в великом равенстве природы, к утраченному чувству родства с миром.
Вернуться к детству невозможно, как нельзя вернуться к точке выбора после того, как осознал ошибку или порадовался удаче.
Но можно не забывать ощущение родства с миром, присущее чистому восприятию начала пути. И тогда, возможно, наш путь будет ответственнее, а выбор – осознаннее.
Сможем ли мы когда-нибудь принять это родство без знака вопроса – решать нам с вами.