Выставка «Ленинграда-Петербург в аналоговой фотографии».
Малый зал ЦВЗ «Манеж» представляет выставку «ЛЕНИНГРАД–ПЕТЕРБУРГ в АНАЛОГОВОЙ ФОТОГРАФИИ. 1980 – 2000-е». Эта выставка чрезвычайно интересна несколькими своими аспектами. Во-первых, в экспозиции представлены работы известных, признанных мастеров фотографии Ленинграда-Петербурга: Владимира Антощенкова, Эмиля Кана, Дмитрия Конрадта, Павла Маркина, Владимира Михайлуцы, Владимира Никитина и Андрея Чежина. Такое яркое созвездие талантов – уже само по себе - значительное событие в художественной жизни Петербурга.
Во-вторых, выставка посвящена нашему городу, а заявленная тема ограничена определенным периодом 1980-х – начала 2000-х годов. И это тоже весьма любопытно. У каждого художника – свой образ города, свое выраженное на фотопленке впечатление: у кого-то – событийно-документальное; у кого-то – созерцательно-медитативное, иногда – исследовательское, а подчас – и философское. Эти разные по своей сути образы, запечатленные мгновения складываются в единую мозаику, отражающую наше прошлое, может быть, и не столь отдаленное, но уже ставшее воспоминанием. Представленные на выставке работы создают удивительную ностальгическую атмосферу. «У фотографа необычная профессия, - сказал однажды ирландский актер Франк Карсон, - он находит что-то прежде, чем люди успеют это потерять».
Еще немаловажно то, что все включенные в экспозицию фотоснимки выполнены в технике традиционной фотографии. Аналоговая фотография (она же традиционная, пленочная, галогенсеребряная) основана на использовании светочувствительных фотоматериалов, в которых происходят химические процессы. С момента изобретения фотографии до последних десятилетий ХХ века это была общепринятая техника получения изображений.
Аналоговая фотография – многоступенчатый процесс, включающий съемку с применением светочувствительной пленки или пластинок, последующее проявление негатива, печать позитивов на фотобумаге, соответственно, с проявлением и закреплением (фиксированием) результатов. Эта техника предполагает непосредственное участие или возможность участия человека (автора) на всех этапах работы. Это касается как выбора материалов и параметров самой съемки, так и процесса печати и проявления.
Начиная с последнего десятилетия прошлого века, аналоговой фотографии противопоставляется фотография цифровая. Она постепенно заменяет, а затем все более активно вытесняет из повседневной жизни традиционную технику.
У новой технологии есть, безусловно, множество очевидных преимуществ перед традиционной. Прежде всего, это оперативность – возможность увидеть результат сразу после съемки, а также огромный ресурс количества снимков. Играет роль и возможность миниатюризации самой съемочной аппаратуры, что позволяет соединять ее с другими электронными устройствами – телефонами, ноутбуками, смартфонами. Все это делает новую технику все более и более популярной, а результаты работы с ней кажутся легко достижимыми.
На профессиональном уровне использование высококачественного оборудования при съемке и последующая компьютерная обработка открывают перед мастерами фотографии необозримые возможности. Казалось бы, в этих условиях аналоговая фотография обречена.
«В настоящее время лишь чудаки да профессионалы искусства могут позволить себе использовать пленочный фотоаппарат», – такую точку зрения разделяют многие наши современники. При этом остается еще немало «чудаков», которые объединяются в любительские фотоклубы, посещают ШКАФ – Школу аналоговой фотографии. Большинство профессионалов перешли на «цифру», многие совмещают обе технологии или даже возвращаются к традиционной технике.
Итак, выставка в Малом Манеже – это попытка показать Петербург в сложный переходный период его существования адекватными средствами – работами ведущих фотографов нашего города, выполненными в технике аналоговой фотографии. Это взгляд в прошлое. Это желание сохранить традиции, которые неуклонно и упрямо исчезают из нашей жизни так же, как уходит безвозвратно от нас наш город. Ибо то, что мы видим на фотографиях, представленных на выставке, – это уходящая или уже ушедшая в небытие натура, которую мы тщетно пытаемся сохранить. Нанизать время кадрами фотопленки, как жемчужинами, на нить памяти. Столько жемчуга, чтобы хватило на целую жизнь.