Феличита.

Анна Терещенкова.
Анна Терещенкова. Лис.
Анна Терещенкова. Магнолия.
Персональная выставка Анны Терещенковой.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 9 февраля, 2021 (Весь день) по воскресенье, 14 февраля, 2021 (Весь день)
Адрес: 
Литейный пр. 55
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Работать в воде - travailler dans l’eau – говорят французы, имея в виду акварели, выполненные по сырому, в одно касание, те акварели, что пишет Анна Терещенкова. И мягкость мазка, и особая фактура красочного слоя, и непредсказуемость решения образа – все это мастерски используется художницей. Но смыслом ее творчества становится экзистенциальное понимание воды как особой своего рода духовной сущности, которая вбирает в себя отражения мира – цветов, лесов, веток, полей, головок лука, котов, людей – вообще всего, что движется и живет в пространстве воздуха и земли. Вода в картинах Терещенковой властно как собственник распоряжается всеми тварями, что отразились и обитают в ней – она игнорирует перспективу, как в серии «Дистанция» и других натюрмортах – ведь у воды особое многоглазие, прямолинейность не в ее характере, она закрепляет за изображением радостную, пряную влажную сочность плоти природы, игнорирует тусклость – особенно это относится к цветам, любимой теме художницы, они всегда сияют. Цветы ведь вообще загадочное явление в нашей жизни – и как они ярки, как ароматны, и как самодостаточны в акварелях Анны Терещенковой. Возможно проникновение в душу воды-стихии связано с тем, что художница работает как ювелир и мозаичист – и всегда бережет в материале его удивительность, сохраняет в ювелирном изделии прежде всего свойства камня или металла, дает возможность увидеть серебро, золото или эмаль в многообразии их характеристик – что провоцируется еще и приверженностью художницы стилю арт-деко. Вода тороплива – а значит скорость выполнения работы играет огромную роль. Во время пленэра в Савонлинне мне довелось видеть, как из-под кисти Терещенковой акварели взлетали в воздух со скоростью тарелочек фризби. Однако эти быстрые фризби, рождающиеся и сейчас, успевают поймать и передать то аромат позднего лета – «Август», то по ощущению болотистый, скользкий с запахом тины и озерной воды дух пейзажа – «Разнотравье», то мрачность невских берегов, таинственную замкнутость в которой подозревается молчаливая жизнь за окнами домов – «Вдоль Невы». В акварелях Терещенковой есть для меня главное прельщение – цвет, цвет как жизнь, цвет как радость, цвет как красота, притягательная материальность плоти, цвет как праздник. Это созданный художницей чистый истинный изначальный облик реальности, ее ЭНСО.
Этот древний буддийский символ, многослойный код, ключ к которому Терещенкова подбирает в серии энсо-акварелей, определяет в ее натуре и творчестве напряженную работу таланта в поисках чудесного смысла бытия. Осмысленность и эмоциональность, энергия и внимательное созерцание – вот счастливые контрасты художницы Анны Терещенковой.

Материалы из архива: