Чай в садах России и Турции.
В Летнем саду открывается выставка фотографий «Чай в садах России и Турции», посвященная традициям чаепития этих двух стран. На ней будет представлено 26 фоторабот из Русского музея и других собраний России и Турции. Экспозиция будет показана в стеклянном павильоне музеефицированных раскопок фонтана «Лакоста», окруженного посадкой липовых деревьев. Выставка познакомит посетителей с историей чайной традиции и взаимодействия культур обеих стран. Как символ уюта и семейного очага чаепитие существует в России и Турции уже не одно столетие.
Чай в садах России:
Считается, что в России чай появился в первой половине XVII века: несколько сундуков сушеного листа были преподнесены царю Михаилу Федоровичу в качестве посольского дара от хана Алтына. Однако из-за удаленности Китая, доставка чая была слишком дорогостоящей, и напиток долгое время оставался диковинкой. Именно поэтому в начале XVIII века чай подавали только в знатных домах.
В 1727 году на границе с Китаем был основан город Кяхта, где был подписан Кяхтинский договор, устанавливавший торговые отношения между двумя государствами. Чай начали продавать на ярмарках, и он постепенно вошел в ежедневный обиход разных сословий. Особенно он полюбился купцам, которые каждую сделку сопровождали долгим и обстоятельным чаепитием. Первые собственные плантации чая в Российской империи появились на рубеже XIX–XX веков вблизи города Батум (Грузия).
Неотъемлемой частью традиции чаепития в России является самовар. Похожий сосуд с внутренней жаровней (сбитенник) использовался до конца XVIII века, пока в Туле не появилось множество мастерских, специализирующихся именно на изготовлении самоваров для чая. Большой самовар для долгих посиделок всей семьей считался показателем благополучия и состоятельности. В крестьянских же домах самовар был одним из самых ценных предметов быта.
Летом в купеческих дворах и усадьбах предпочитали пить чай на свежем воздухе. Горожане, не имевшие собственного сада, выбирались на пикник в один из парков города, а москвичи посещали специальные «чайные садочки», в которых их ждали накрытые столы и самовары. В XIX веке среди дворян, а затем и представителей других сословий, появляется мода на летние дачи. Дачная веранда или беседка с красивым видом на сад или воду до сих пор остается лучшим местом для чаепития в кругу семьи и гостей.
В XX веке использование самовара в быту постепенно сходит на нет, но традиция чаепития продолжает объединять людей. В связи с демократизацией общественной жизни появляется большое количество благоустроенных городских парков, в которых горожане пьют чай в открытых кафе или чайных.
Чай в садах Турции:
Чай в Турции известен с XVII века, но массовое распространение он получил только в XX столетии. В 1918 году турецкий ботаник Али Риза Эртен изучил плантации в районе Батума, и сделал вывод, что климат в турецкой провинции Ризе также подходит для выращивания чая. В 1938 году в Ризе началось крупномасштабное производство. Уже в XXI веке Турция стала одним из главных в мире производителей чая и лидирующей страной по его потреблению.
Турецкая культура чаепития имеет свои яркие черты. Прямо на улице можно встретить çaycı (чайджи) – продавца чая с металлическим подносом, уставленным стаканчиками. Чай предлагают в лавках на базаре, в современных магазинах и других заведениях. В больших компаниях есть специальный человек, заваривающий и разносящий чай всем служащим.
В Турции известен semaver (семавер), родственный русскому самовару сосуд с жаровней внутри. Но в наше время более распространен çaydanlık (чайданлык) – сосуд для нагревания на плите, поверх которого ставится заварочный чайник. Другое украшение стола и символ чаепития в Турции – сужающиеся в середине стаканчики, называющиеся ince belli (индже белли), что переводится как «узкая талия». Благодаря такой форме чай дольше не остывает.
Çay bahçesi (чай бахчеси́) – это традиционная для Турции открытая чайная, расположенная в саду. Реформы, предпринятые Ататюрком в первой половине XX века, включали в себя создание парков в городской черте, что позволило открыть в Стамбуле множество таких общественных заведений. Так, к середине 1950-х годов чайные становятся популярны среди горожан и туристов. Чай бахчеси принято располагать у воды (у фонтана или, например, на берегу Босфора) – красивый вид и тенистая прохлада настраивают на неторопливую дружескую беседу. К чаю подают традиционные симиты (выпечку в форме кольца с кунжутной обсыпкой) и другую закуску.
Многое объединяет традиции чаепития в России и Турции: чай стал неотъемлемой частью ежедневного быта, сохранив в обеих странах свое историческое значение как символ доброжелательности, семейственности и гостеприимства.
На открытии выставки 29 июня Полина Слуцкая, креативный директор Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, представит инсталляцию «Русский и турецкий чайный стол», в создании которой будут использованы работы петербургских керамистов Наташи Кокиза и Татьяны Богдановой. Художник-иллюстратор Анастасия Васильева специально к открытию создала тематические стикеры для размещения на чайных стаканчиках.
Русский музей выражает благодарность:
Мультимедиа Арт Музей (Москва)
Русский музей фотографии (Нижний Новгород)
РОСФОТО (Санкт-Петербург)
Salt Research (Стамбул)
Istanbul Research Institute (Стамбул)