Владимир Гринберг.
В Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) открывается выставка «Владимир Гринберг. Живопись. Графика», приуроченная к 125-летию со дня рождения художника.
Владимир Ариевич Гринберг (1896–1942) — живописец и график, один из выдающихся представителей ленинградской пейзажной школы, в творчестве которого нашли отражение идеи французского постимпрессионизма.
Выставка представляет живописные и графические произведения мастера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, относящиеся к зрелому периоду его творчества. Основную часть демонстрируемых работ составляют ленинградские пейзажи 1930-х годов, в которых с присущей художнику лаконичностью запечатлен облик современного ему города. В этот период пейзаж становится ведущим жанром в творчестве Гринберга, а Ленинград — его основной темой.
Открывают экспозицию пейзажи с видами Невы. Мастерская художника располагалась на первом этаже дома № 28 на набережной 9 января (в настоящее время — Дворцовой) и выходила окнами на реку. Написанные в мастерской виды составили невскую серию, одну из самых обширных в творчестве Гринберга. Работы «Летний вечер на Неве» (1934), «Нева. Зима» (1935), «На набережной Девятого января (1905 года)» (1936) и другие пейзажи серии построены по одной композиционной схеме. Нева предстает в них в разное время года и время суток, при различных погодных условиях.
В 1934 году Гринберг получил заказ от Союза советских художников на создание серии работ, изображающих новое городское строительство. В это время Ленинград стремительно менялся: по всему городу возводились новые здания в конструктивистском стиле, разворачивались масштабные работы по асфальтированию улиц и набережных. Эти изменения стали основной темой серии пейзажей, получившей название «Новый Ленинград». В экспозиции размещены две работы этой серии — «Фабрика-кухня» (1934) и «Асфальтирование набережной Лейтенанта Шмидта» (1934).
В произведениях «Волынский переулок» (1933), «Парк культуры и отдыха» (1934), «Мойка. Весна» (1936) запечатлены тихие уголки города — улочки и переулки, набережные небольших рек, парковые аллеи. В основном Гринберг избегал парадных, «открыточных» видов, однако встречаются на его полотнах и архитектурные достопримечательности Ленинграда, например в работах «Пляж у Петропавловской крепости» (1935) и «Сад Трудящихся (Александровский сад)» (1936).
Пейзажи Гринберга не являются натурными. Во время длительных прогулок по городу художник делал зарисовки в блокноте и записывал названия красок, создавая готовое произведение уже в мастерской. Работы Гринберга ценны не столько своей документальностью, сколько особым «ленинградским» настроением, характерным для северного города с его сдержанной красотой.
Дополняют экспозицию произведения портретного цикла, созданного художником в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Среди них изображения современников Гринберга — поэта Д. И. Хармса, художников Н. Ф. Лапшина и А. С. Шендерова, а также графический автопортрет мастера. Несмотря на то, что работы выполнены в обобщенной манере, они тонко передают как внешний облик модели, так и ее психологическую характеристику.