Джованни Баттиста Тьеполо. Страшный суд.
В Гербовом зале Зимнего дворца представлена картина Джованни Баттиста Тьеполо «Страшный суд» из Палаццо Леони Монтанари в Виченце (Галереи Италии). Выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» организована Государственным Эрмитажем совместно с банком «Интеза Сан Паоло» и Галереями Италии.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770) необычайно рано обратил на себя внимание картинами для венецианских церквей. Его фрески в Архиепископском дворце в Удине, созданные в 1720-е годы, поражают не только живописным мастерством, но и удивительной свободой в трактовке традиционных сюжетов Священного Писания. О декоративном таланте мастера можно судить по монументальным картинам на сюжеты из древнеримской истории, исполненными для Палаццо Дольфин в Венеции, пять из которых хранятся в Эрмитаже (середина 1720-х годов). Художник создал множество самых разных произведений на исторические, мифологические, религиозные, литературные темы, писал портреты, оставил большое число подготовительных рисунков и эскизов, работал в жанре печатной графики.
Особенную славу Тьеполо снискал себе как автор плафонов для церквей и дворцов. В этом качестве имя Тьеполо было хорошо известно и в России. Для дворца вице-канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова, построенного на улице Садовой по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, он создал три плафона небольшого размера. Получив заказ на плафоны в конце 1758 года, Тьеполо уже к июню следующего года закончил все три произведения, сюжетами которых стали «Великолепие принцев», «Триумф Венеры» и «Триумф Геркулеса». Установленные на своих местах, они произвели большое впечатление на современников. К сожалению, они не дошли до наших дней.
«Страшный суд», выставленный в Эрмитаже, по-видимому, является подробно разработанным эскизом для потолка церкви или капеллы католического храма. Однако точное его предназначение до сих пор не установлено. Отсюда и разные мнения о датировке картины. Одни исследователи датируют ее началом 1730-х, другие отодвигают время исполнения к 1745-1748 годам. Необычной кажется высокая степень законченности данного «Страшного суда», в то время как большинство эскизов Тьеполо исполнены в беглой манере и более похожи на наброски. Поэтому возникло предположение, что картина могла предназначаться как некий образец для одного из учеников мастера.
Иконографию страшного суда, избранную художником, можно считать вполне традиционной. В центре картины представлен сидящий на облаке Иисус Христос, чья правая рука поднята в жесте благословения. Его окружают летящие ангелы с музыкальными инструментами, которые трубят, возвещая о конце света, а также ангелы с орудиями страстей. Нижняя часть композиции погружена в тень. Слева изображено воскрешение праведников, которых принимают ангелы. Справа, на фоне темного облака – грешники, обреченные на страдания. Хотя все детали картины подробно выписаны, она написана легко и свободно, что характерно для Тьеполо.
«Страшный суд» Тьеполо до 1980 года находился в частных собраниях, в настоящее время картина постоянно экспонируется в Палаццо Леони Монтанари в Виченце.
Палаццо Леоне Монтанари, строительство которого началось в 1678 году и продолжалось около двадцати лет, расположен в центре Виченцы. Дворец полностью сохранил свой исторический облик, сформировавшийся на рубеже ХVII и ХVIII веков. С 1999 года в Палаццо Леони Монтанари хранятся художественные коллекции, принадлежащие банку «Интеза Сан Паоло». В их число входит одна из лучших за пределами России коллекция древнерусских икон, среди которой есть даже произведения ХIII века. Здесь же экспонируются картины венецианских мастеров ХVIII века (Микеле Мариески, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги и других).
Куратор выставки – Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.