Выставка «Тициан. Мадонна с кроликом».
В Новом Эрмитаже (Зал 233, Итальянские кабинеты) открыта выставка из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" "Тициан. Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с кроликом) из коллекции Лувра, Париж", и в очередной раз подтвердила прочность связей, сложившихся у нас с лучшими зарубежными собраниями художественных произведений.
Представленная на экспозиции "Мадонна с младенцем и Святой Екатериной" венецианского живописца Тициана Вечеллио была выбрана не случайно: при кажущейся простоте и безыскусности в небольшой картине сплелись новаторские, живые и оригинальные идеи, родившиеся и окрепшие в венецианской живописи в самом начале XVI столетия. Новое направление, возникшее в искусстве, проложило дорогу пейзажу как самостоятельному жанру. Картина Тициана – квинтэссенция нового понимания места человека в мире, которое отчетливо проявилось в искусстве Венеции в первом десятилетии XVI века. Начало этому положил Джорджоне (1477/1478–1510). За свою короткую жизнь он сумел заронить семена, быстро давшие обильные всходы: в ничтожно короткий по историческим меркам срок – два десятилетия – венецианская живопись сумела достичь удивительной, изумлявшей современников вещественности, убедительности в передаче не только физического совершенства человека, но движений его души, равно как и состояния природы.
Тициан написал "Мадонну с кроликом" в начале 1530 года: сохранилось письмо Джамбаттисты Малатесты, поверенного в делах герцога Мантуанского в Венеции, к Федериго II Гонзага, в котором он сообщает своему государю, что "Мадонну с младенцем и Святой Екатериной" художник обещал закончить к Пасхе. Есть и документ, датированный мартом того же года, удостоверяющий оплату заказа.
Живописное произведение из Лувра можно рассматривать как дань уважения Джорджоне, старшему другу и учителю: в нем Тициан как будто прощается с прекрасным миром, открывшимся ему в юности. Никогда больше не напишет он такой безмятежной идиллической сцены, никогда не сможет вернуться в ту идеальную Аркадию, которую когда-то создавал вместе с Джорджоне.
Почти столетие "Мадонна с младенцем и Святой Екатериной" оставалась собственностью семьи Гонзага (она упоминается в составленном в 1627 году инвентаре этого богатейшего собрания), пока герцог Винченцо II не решился расстаться с ней и еще несколькими работами великих мастеров Возрождения – Мантеньи, Косты, Перуджино; все они были подарены кардиналу Ришелье. После смерти кардинала в 1642 году владельцем картины стал его наследник, герцог Ришелье. Однажды, играя с Людовиком XIV партию в мяч, герцог в азарте поставил на кон свою коллекцию и, проиграв, вынужден был уступить 25 картин королю за 5000 ливров. Так "Мадонна с кроликом" перешла во французское королевское собрание и в настоящее время хранится в Лувре.
Знаменитый французский музей предоставил это выдающееся художественное произведение в знак признательности за экспонирование в Париже в прошлом году картины Паоло Веронезе "Оплакивание Христа" из собрания Государственного Эрмитажа.
Кураторы выставки – Ирина Сергеевна Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Жан Абер, хранитель венецианской живописи XVI века, Лувр, Париж.