Братья Морозовы.

Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 21 июня, 2019 (Весь день) по воскресенье, 6 октября, 2019 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В залах Галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе работает выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В составе экспозиции – 109 художественных произведений из коллекций Эрмитажа и 31 картина из ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранные Иваном и Михаилом Морозовыми.
Участие в экспозиции примет также Третьяковская галерея, предоставив два знаменитых портрета братьев Морозовых, созданных по их заказу Валентином Серовым.

В начале XX века семьи Морозовых и Щукина имели огромное влияние на культурную жизнь Москвы. Благодаря их деятельности появилось понятие «покровитель искусства». Они напрямую способствовали международному признанию современных французских художников. Сформированные братьями Морозовыми и Сергеем Щукиным коллекции произведений современного искусства являются одними из самых лучших в мире и на сегодняшний день хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Сегодня Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. объединяют свои усилия в организации выставок, которые станут венком памяти замечательным коллекционерам. В Москве начала свою работу выставка о Сергее Щукине и его семье, Эрмитаж показывает коллекции братьев Морозовых. В 2020 году в Париже в Фонде Louis Vuitton состоится совместная выставка, посвященная коллекциям Морозовых, в состав которой войдут произведения из Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, и Третьяковской галереи. Завершением этого цикла выставок станет показ коллекции Щукина в Петербурге, а коллекций Морозовых – в Москве.

Около 60 картин из коллекции Щукина отправились из Эрмитажа в ГМИИ для участия в выставке «Щукин. Биография Коллекции». Несомненно, символом выставки стал знаменитый «Танец» Матисса, некогда написанный для особняка Щукина в Москве. Это огромное декоративное полотно чрезвычайно редко покидает стены Эрмитажа, являясь одним из наиболее узнаваемых образов музея на Неве. 15 представленных на московской выставке картин Матисса, среди которых необходимо упомянуть знаковую «Красную комнату», с максимальной выразительностью передают художественные предпочтения Сергея Щукина. Другую не менее важную группу составляют 16 работ Пабло Пикассо, среди которых наиболее знаменитые произведения из Эрмитажа: «Три женщины» и «Мальчик с собакой».

На выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», развернутой в тринадцати залах Галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых, представлены почти все «морозовские» произведения, принадлежащие Эрмитажу, и лучшие их образцы из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Настоящая выставка – первая монографическая всеохватывающая экспозиция, посвященная великим русским коллекционерам Морозовым.

Семейство Морозовых сыграло огромную роль в развитии промышленности, театра, музейного дела, в приобщении людей к новой западной живописи. История этой семьи удивительна. В начале ХIХ века крепостной Савва Морозов сумел создать собственную мастерскую и на доходы выкупить себя и свое семейство. Уже в конце ХIХ века его внук, тоже Савва прославился своей связью с Московским Художественным театром. Правнуки – Михаил и Иван – стали выдающимися собирателями новой западной живописи.

Именно братья Морозовы наряду с Сергеем Щукиным привлекли внимание русского общества к такому новейшему явлению мировой культуры, как французский импрессионизм, и не случайно картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок», возбудившую наибольший скандал на первой выставке импрессионизма в 1874 году, привез в Москву Иван Морозов. Начальные залы выставки посвящены корифеям импрессионизма – Клоду Моне, Огюсту Ренуару и Эдгару Дега. Здесь «встретятся» два портрета Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара – из Эрмитажа и из ГМИИ им. А.С. Пушкина, будут показаны два больших декоративных панно, исполненные Клодом Моне по заказу финансиста Эрнеста Ошеде для его замка Роттенбург в Монжероне: «Уголок сада в Монжероне» и «Пруд в Монжероне» из коллекции Эрмитажа. Вполне естественным был собирательский переход, отразившийся и в построении выставки, к творчеству Сезанна, Ван Гога и Гогена. Иван Морозов справедливо гордился подбором сезанновских шедевров, в начале XX века ставшим одним из лучших в мире, будь то натюрморт («Натюрморт с драпировкой» (ГЭ), «Персики и груши» (ГМИИ)), пейзаж («Гора Святой Виктории» (ГЭ), «Мост через Марну в Кретее» (ГМИИ)) или фигурный жанр («Курильщик» (ГМИИ)). Через долгие поиски и размышления коллекционер достигал удивительных результатов.

Михаил Морозов был тем, кто открыл для России Поля Гогена и Пьера Боннара; его младший брат пошел еще дальше и заказал Боннару триптих «У Средиземного моря», а Морису Дени – живописное убранство музыкального салона своего особняка. Впервые Эрмитаж показывает в своем подлинном антураже этот ансамбль, создав архитектурную реконструкцию музыкального салона, разместив картины так, как это было при жизни автора и собирателя. Хотя Иван Морозов сосредоточил свои главные интересы на импрессионистах и классиках нового искусства от Сезанна до Ван Гога, он не мог не обратить внимания и на гениальных мастеров следующего поколения. Первая в России картина Пикассо – «Арлекин и его подруга» («Странствующие комедианты») – появилась благодаря Ивану Морозову. Но и Матисса Морозов не пропустил, хотя тот был более связан с С. И. Щукиным. Не случайно В. А. Серов поместил изображение своего друга Морозова, которому он даже помогал в поисках нужных картин, на фоне «Фруктов и бронзы» Матисса. Кульминацией контактов собирателя и художника стал удивительный «Марокканский триптих» (ГМИИ), включающий в себя «Вид из окна. Танжер», «Зору на террасе» и «Вход в касбу».

В сущности, обе выставки — и в Москве, и в Петербурге — подразумевают одну и ту же идею — и Сергей Иванович Щукин, и братья Морозовы собирали западную живопись, оглядываясь на русское искусство: они не искали в Париже картин, похожих на то, что делали передвижники, они находили такую живопись, которая многому бы могла научить и русских художников, и русскую публику. Невозможно забыть, что не кто иной, как Михаил Морозов открыл Гогена и привез первую картину Ван Гога в Россию, что именно он открыл Боннара, что именно его брат Иван создал уникальный ансамбль полотен Сезанна, что именно он заказал Морису Дени небывалое оформление своего Музыкального салона. Эрмитажная выставка представит зрителям шедевры коллекций московских купцов в контексте императорского музея.

Кураторы выставки – Альберт Григорьевич Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Ольга Дмитриевна Леонтьева, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: