Следующая остановка Китай-Петербург.
В рамках празднования в Санкт-Петербурге Нового года по традиционному лунному календарю в китайском стиле, который в 2019 году наступит 5 февраля,
в Шереметевском дворце – Музее музыки 7 февраля откроется выставка «Следующая остановка “Китай-Петербург”». Проект посвящен традиционным видам китайского искусства, среди которых особое место занимает китайская каллиграфия.
Наследником великой традиции является мастер китайской каллиграфии Ло Лэй, уроженец города Ганьсу. Художник более 35 лет занимается искусством каллиграфии, пропагандируя его идеи и передавая секреты петербургским ученикам.
Рядом с работами мастера Ло Лэя, выполненными в разных стилях от Чжуаньшу до Цаошу, будут показаны работы его учеников – петербуржцев самых разных профессий, прикоснувшихся к культуре и искусству Китая благодаря участию в мероприятиях Китайского Нового года в течение последних трех лет.
Помимо китайской каллиграфии на выставке будут экспонированы работы в технике вырезания из бумаги Цзяньчжи, резные китайские печати, традиционная живопись Гохуа. Современные петербургские профессиональные художники представят графику и живопись, созданную под впечатлением от восточной культуры и синтезирующую элементы китайской и русской традиций.
Экспозицию дополнит инсталляция, иллюстрирующая атмосферу работы китайского мастера-каллиграфа. С ее помощью посетители познакомятся с четырьмя драгоценностями рабочего кабинета – кистью, бумагой, тушью и тушечницей.
Книги с иллюстрациями петербургских художников и китайской каллиграфией позволят проследить связь культур Востока и Запада.
Наконец, символическим центром выставки станет современная скульптура «Свинка», знак 2019 года, выполненная молодым петербургским художником китайского происхождения Ло Си.
Все посетители выставки также смогут отправиться в виртуальное путешествие по Китаю – на экспозиции будет функционировать VR-кинотеатр.
В рамках выставки пройдут мастер-классы по традиционным китайским искусствам и ремеслам: росписи китайских фонариков, росписи вееров, китайских масок, живописи Гохуа, китайской каллиграфии, росписи по шелку.
Вход свободный. Количество мест ограничено. Участие в мастер-классах возможно только по предварительной записи по телефону: +7 (812) 327 72 56, по почте: mariyam@cosmos-dmc.ru
Внимание: в графике возможны изменения. Просьба заранее уточнять время проведения мастер-класса и наличие свободных мест.
Мастер-класс по росписи китайских масок
13 февраля 17.00 – 18.30, 19.00 – 20.30 (мастер Ло Си), 19.00 – 20.30 (мастер Володченко Антонина)
16 февраля 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30
17 февраля 17.00 – 18.30
Маски занимают особое место в знаменитой Пекинской опере. Этот жанр сформировался 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации – самые простые. Характеры героев четко распределены. Для каждого амплуа существует свой особый грим. По нему можно легко определить, положительного или отрицательного героя играет актер, порядочный этот персонаж или обманщик. Значение масок, используемых в китайской опере, может быть тайной для посторонних, однако выбор цвета маски вовсе не случаен. На мастер-классе участники узнают секреты традиционных масок Пекинской оперы и расписать одну из масок по образцу.
Мастер: Ло Си
Выпускник Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, аспирант. Победитель всероссийского творческого конкурса «Созвездие талантов», конкурса «Премия Игоря Минакова». Принимал участие в коллективных выставках Санкт-Петербурга, Москвы, Китая. Его работы находятся в музее в Пекине, в галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Мастер: Володченко Антонина Александровна
Выпускница Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 2015 года член Санкт-Петербургского Союза художников. Сотрудник творческой мастерской станковой живописи Российской Академии Художеств под руководством академика В. С. Песикова. Ведет частную педагогическую деятельность. Участник многих российских и международных выставок. Работы художника находятся в галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Мастер-класс по каллиграфии
10 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30
17 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30
Каллиграфия - один из классических видов китайского искусства, который родился даже раньше живописи. Изначально написание иероглифов было магической техникой, которой владели лишь жрецы-шаманы древнего царства Шан-инь (III тысячелетие до н.э.). По сей день иероглиф в Китае – нечто большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Виртуозно владея кистью и тушью, мастер-каллиграф может не только красиво написать иероглифы в различных стилях и гармонично расположить их на бумаге, но и выразить свой темперамент, характер, эмоции с помощью смены ритма линий, чередования оттенков туши. Участники мастер-класса узнают об истории каллиграфии, о пяти наиболее известных ее стилях, а также попробуют себя в роли мастеров-каллиграфов.
Мастер: Ло Лэй
Один из основателей школы китайской каллиграфии в Санкт-Петербурге. Преподавал каллиграфию в Китае, в 1996 году переехал в Россию. Посвятил китайской каллиграфии много лет, кропотливо изучая и копируя старых мастеров. Внес огромный вклад в развитие и распространение этого искусства в России. Участник и организатор многочисленных выставок китайской живописи и каллиграфии, участник международной выставки каллиграфии в Москве 2017 году. Работы мастера хранятся в частных коллекциях Китая, России, в коллекции Эрмитажа «Книга как искусство».
Мастер-класс по росписи вееров
9 февраля 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30, 17.00 – 18.30
13 февраля 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30, 17.00 – 18.30
Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к глубокой древности (VIII-II вв. до н.э.). Роспись вееров - это целое искусство, в котором представлены все основные направления китайской живописи. Однако наибольшее распространение получил жанр «цветы и птицы» («хуан-няо»). Участники мастер-класса узнают интересные факты из истории веера и научатся расшифровывать скрытое символическое значение тех или иных растений, а также получат представление о том, как нанести на веер рисунок, как подобрать цвета и выбрать узор. Они смогут овладеть секретами живописи тушью, что не так уж и просто, ведь каждый мазок, ложась на пористую бумагу, должен быть безукоризненно точным, так как ни стереть, ни поправить его уже невозможно.
Мастер: Володченко Антонина Александровна
Мастер-класс по росписи китайских фонариков
9 февраля 11.00 – 12.30
10 февраля 15.00 – 16.30, 17.00 – 18.30 (мастер Ло Си), 17.00 – 18.30 (мастер Володченко Антонина)
13 февраля 13.00 – 14.30, 15.00 – 16.30
Китайские фонарики испокон веков считают символами радости и надежды. Древние легенды Поднебесной гласят, что красные и белые бумажные фонарики приносят счастье и удачу, а зеленые могут наполнить жизнь изобилием и процветанием. Традиционные фонари изготавливают из бумаги или ткани, натянутой на круглый, овальный, четырех- или шестигранный каркас. Многие китайцы собственноручно делают украшения для своего дома, но есть люди, которые превратили это в свою профессию. Мастера соперничают друг с другом в изяществе росписи фонарей, изображая на них популярные сюжеты или загадки.
Мастер-класс по живописи Гохуа
9 февраля 15.00 – 16.30, 17.00 – 18.30
10 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 – 14.30,
17 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 –14.30
Термин «Гохуа» появился в начале XX века, буквально он обозначает «живопись [нашей] страны». Для написания картин на шелке или бумаге художники используют тушь или водяные краски. В условиях упадка искусства Китая конца XIX - начала XX веков стиль Гохуа обновил традиции национальной живописи. В этой технике предмет изображается при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, дающем ощущение неограниченного пространства. Участники мастер-класса не только узнают много нового об истории китайской живописи, но и попробуют свои силы в стиле «Се и», что переводится как «передача мысли», или «писать идею» и собственноручно создадут свои первые работы.
Мастер: Наталья Перова
Закончила художественно-графический факультет ЛГПИ им. Герцена. Работала художником на анимационной студии «Мельница» и студии СКА-Петербург «Смешарики». Начала заниматься традиционной китайской живописью Гохуа в школе Конфуция. Обучалась в Китайско-Российском центре изобразительного искусства в Санкт-Петербурге, в Ляонинском Университете Науки и Технологий города Аньшань, Китай. А также в Университете города Аньшань, Китай. Действующий преподаватель в Восточной гимназии №652. Работы находятся в частных коллекциях Голландии, Германии, Чехии, Франции, России.
Мастер-класс росписи по шелку
9 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 – 14.30
16 февраля 11.00 – 12.30, 13.00 – 14.30
17 февраля 15.00 – 16.30, 17.00 – 18.30
Считается, что роспись по ткани существовала в Китае уже в поздние годы эпохи правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э) и в ранние годы эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.). Широкое распространение китайский батик получил только в эпоху правления династии Тан (618 г. - 907 г.). В то время он стал одним из китайских товаров, которые доставлялись по Великому шелковому пути в Европу и другие регионы мира. При этом методе росписи по ткани используют воск. Воском наносят границы рисунка, что предотвращает смешивание красок. В качестве мотивов рисунка используются геометрические фигуры и изображения людей, цветов, птиц и животных. После нанесения красок ткани дают полностью высохнуть. После этого ткань тщательно промывают в горячей воде, которая растворяет воск.
Мастер: Хухрина Оксана Владимировна
Художник-педагог, искусствовед. Участник многих российских и международных выставок. Имеет большой опыт по организации мастер-классов, творческих мастерских, выставок в России и за рубежом. Получила профильное художественное образование по трем специализациям - художник по керамике (Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова), педагог по изобразительному искусству (РГПУ им. А.И. Герцена), искусствовед (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина).