Выставка «Интонация путешественника».
Петербургский художник Надя Кузнецова работает над проектом «Итальянская пыль» с весны 2014 года. Пыль, конечно же, метафора: «плоть времени», как у Иосифа Бродского, пыль бесконечной дороги неутомимого путешественника или пыль со страниц старинной книги.
Проект задумывался как впечатления художника от книги Павла Муратова «Образы Италии». Более 100 лет назад историк искусства написал и опубликовал труд, оказавший несомненное влияние на поколение художников, писателей и поэтов Серебряного века. Русская культура и до, и после Муратова была и остается итало-центрической, итало-влюбленной (определение Ирины Чмырёвой). Поддавшись магнетизму его текстов, Надя Кузнецова снова и снова отправляется в путешествие по Италии с книгой Муратова. Седьмой год продолжается работа: составление маршрутов, чтение и перечитывание, съемки и рисование. Проект ежегодно пополняется новыми материалами. На сегодняшний день сделано более 100 фотографий. Они частично были показаны на выставках в Петербурге, Париже, Мюнхене, Карлсруэ, Грайфсвальде, Флоренции.
Для экспозиции в музее автор выбрала работы, где особенно ясно слышна интонация путешественника, говорящего о том, что пережил и видел воочию, – с долей романтической идеализации, свойственной влюбленным.
Фотографии большого формата, выполненные в авторской технике, как порталы, способные перенести зрителя на одну из улочек Флоренции, римскую площадь или венецианский канал. Несмотря на использование современных технологий, эти листы воспринимаются скорее как традиционная графика XIX века. «Сепия, умбра, сиена жжёная, охра – все оттенки коричневых земель, таких разнообразных в Италии, преображают поверхность бумаги в каменную кладку бергамских домов, трещины штукатурки и прожилки деревянных балок, прорезающих кирпичные венецианские фасады. Наконец, они превращаются в вихрь невидимой в пасмурный день пыли, танцующей в потоке света в интерьере итальянского палаццо.
Известен феномен, своего рода болезнь от воздействия красоты классического искусства, которая особенно остро наблюдается в Италии, «синдром Стендаля». Экспозицию дополнит скульптурная работа петербургского художника Андрея Акишина «Челн», наполненный «уловом» - цитатами из поэзии и прозы испытавших «синдром Стендаля» на себе.