Уходящее прошлое.
Представленный на выставке Веры Ильиной город – это не тот парадный Петербург, которым восхищаются и гордятся все, и который, впрочем, любит сама художница, а исчезающий и теряющий свое краснокирпичное звучание город. Художница написала виды заброшенных построек конца ХIХ века: заводские и административные корпуса бывшего вагоностроительного завода, коночного парка, плавилен Петроградской стороны, некогда знаменитого стеаринового завода и табачной фабрики «Оттоман». Каким-то из этих построек повезло - их еще не снесенные здания были включены КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", другим повезло меньше - они остались лишь на бумаге. Исчезают замечательные памятники промышленной архитектуры еще не совсем обветшавшие, но уже не нужные, как безмолвный укор нашему равнодушию или безразличию, может быть, поэтому данную выставку можно считать не только призывом видеть, но и, криком отчаяния – «спасти».
Как же красивы эти заводские корпуса с огромными, часто выбитыми, фасадными окнами и арочными проемами, с обветшалыми псевдоготическими башенками и шпилями, фигурными шпицами и трубами, уже покосившимися кружевными чугунными лестницами и облупившимися лепными украшениями! Некоторую суровость и напряженность добавляет серое и кажущееся недружелюбным северное небо, впрочем, оно в Петербурге такое почти всегда.
Конечно, город растет, и промышленность отступает на окраины, но есть замечательные примеры использования старых зданий. В корпусах бывшего завода «Муздеталь» на Васильевском острове разместился крупнейший в Северной столице творческий кластер «Артмуза»; в здании бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте - арт-пространство «Лофт Проект Этажи»; в реконструированном здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова – креативное пространство «Ткачи». Завод «Невская косметика» расположился в корпусах "Невского стеаринового завода", построенного в 1856-1860 по проекту архитектора Бонштедта Л. Л., крупнейшего мастера промышленной архитектуры. Табачная фабрика "Оттоман" (1868 г.) на Колокольной улице, принадлежащая когда-то Ф. С. Эгиз, жене Бахчисарайского мещанина, была перестроена еще в 1913 года в доходный дом архитектором А. Л. Лишневским, поэтому и по сей день является жилым домом. В 2013 году началась жилая застройка территории завода «Вагонмаша», но предназначенные под снос корпуса были признаны историко-культурными памятниками, поэтому их решено было сохранить и переоборудовать под социальные и бизнес-объекты: детский сад разместился в бывших кузнечной и токарно-слесарно-механической мастерских, школа - в здании чугунно-литейной мастерской, Бизнес-центр – в складах и помещениях ледника и прачечной. Но, к сожалению, такова участь не всех объектов. Например, здание коночного парка конной железной дороги (аналого трамвайных парков ХIХ века) на Лесном проспекте скоро будет снесено. Безусловно, в защите нуждаются не только промышленные кирпичные здания, но и уникальные деревянные постройки, как, например, дача Громова в Лопухинском саду, построенная архитектором Г. И. Винтергальтером… А мы все спешим, проходим мимо, не замечая этой красоты, и вспоминая о ней, лишь безвозвратно потеряв.
Вера Ильина активный экспонент, член Союза Художников России и неоднократный призёр международных художественных конкурсов. Ее работы находятся в музейном фонде РФ, в коллекции Общества любителей древней письменности и ЦГПБ им. В. В. Маяковского.
Татьяна Гаврина, заведующая библиотекой с выставочным залом.