Выставка «Обнаженная в красном кресле».

Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле.
Выставка Обнаженная в красном кресле, Пабло Пикассо из Галереи Тейт, Лондон.
Дата и время мероприятия: 
с воскресенье, 3 октября, 2010 (Весь день) по воскресенье, 12 декабря, 2010 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце открылась выставка "Обнаженная в красном кресле" Пабло Пикассо (Галерея Тейт, Лондон) из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", которая в очередной раз подтверждает прочность связей, сложившихся у нас с лучшими зарубежными собраниями художественных произведений.
В отличие от других фаз творческой эволюции Пабло Пикассо рубеж 1920-1930-х годов отмечен постоянным обращением к образу одной и той же женщины - Мари-Терез Вальтер (1909-1977), так что иногда исследователи называют это время периодом Мари-Вальтер. Больше, чем кому бы то ни было другому, ей посвящены сотни произведений мастера - картины, скульптуры, рисунки, гравюры, в том числе листы прославленной сюиты Воллара. Пикассо встретил семнадцатилетнюю Мари-Терез в январе 1927 года у выхода из метро возле парижского универмага Галереи Лафайет. Ему было 45 лет, девушка ничего не знала тогда ни о его жизни, ни о самом художнике. "Он просто взял меня за руку и сказал: "Я - Пикассо. Вместе мы будем делать замечательные вещи".
Их связь продолжалась девять лет и долгое время оставалась тайной; даже те, кто пристально следил за творчеством Пикассо, не догадывались, кто позировал для его последних картин. В 1935 году Мари-Терез родила от Пикассо дочь Майю. Первые годы художник скрывал этот союз, избегая ревности Ольги Хохловой, брак с которой вступил в полосу кризиса, а также боясь обвинений в сожительстве с несовершеннолетней (ей не было тогда 21 года). Характерно, что даже в 1931 году Пикассо нередко прибегал к своеобразной шифровке и мог парадоксально изобразить любимое существо в обличье натюрморта, как, например, в "Натюрморте с геридоном", недавно показанном в Государственном Эрмитаже на выставке из парижского Музея Пикассо (картина была избрана для обложки каталога выставки).
Пик романа, совпавший с неимоверной интенсивностью работы, пришелся на 1932 год. Многие полотна, такие же по размерам, как "Обнаженная в красном кресле", датированы одним днем. Возможно, что и этот холст исполнен столь же быстро. "Это как писать дневник", - говорил Пикассо. Картины с мадемуазель Вальтер изображали модель в натуральную величину или даже больше. Эту молодую женщину отличала крепко сбитая, упругая фигура, красивые плавные очертания тела, округлое лицо. Чаще, чем кого бы то ни было, Пикассо представлял ее в скульптуре. Он не уставал от словно бы литых форм юной натуры, показывая свою возлюбленную то спящей, то мечтающей и как будто не осознающей присутствия живописца.
Куратор выставки - А. Г. Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

Материалы из архива: