Скульптура Флоренции в ХV веке.

Лоренцо Гиберти. Флоренция. Мадонна с Младенцем. 1440-е. Гипс с раскраской и позолотой.
Марко делла Роббиа. Флоренция. Святой Себастьян. Около 1510 г. Майолика.
Джулиано Джамберти. Флоренция. Распятие. Около 1490 г. Дерево с раскраской.
Флорентийский скульптор конца ХV в. Иоанн Креститель. Около 1500 г. Терракота со следами раскраски.
Антонио Росселлино. Флоренция. Мадонна с младенцем и ангелами. 1470-е гг. Гипс с раскраской и позолотой.
Андреа делла Роббиа. Флоренция. Мадонна, поклоняющаяся младенцу. Начало 1490-х гг. Майолика.
На выставке представлены великолепные скульптурные произведения из коллекции Государственного Эрмитажа.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 30 марта, 2022 (Весь день) по понедельник, 4 июля, 2022 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Пикетном зале (№196) Зимнего дворца открывается выставка «Скульптура Флоренции в XV веке», посвященная одному из ярких периодов в истории мировой скульптуры.
На выставке представлены великолепные скульптурные произведения из коллекции Государственного Эрмитажа. Многие из них совсем недавно стали предметом исследований и публикаций; часть из показанных памятников ранее не экспонировалась.

Эрмитажная коллекция скульптуры итальянского Возрождения отражает творчество крупных мастеров этого времени и вместе с тем позволяет показать вещи разного уровня и плана. В составе экспозиции двадцать пять произведений из терракоты, гипса, майолики, дерева, созданные во Флоренции в XV – начале XVI века.

Изображение Богоматери с младенцем на руках было одним из главных для мастеров Флоренции XV столетия, что объясняется особым почитанием Девы Марии в этом городе. К наиболее ранним и распространенным относятся две композиции «Мадонна с Младенцем», исполненные в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти (1378‒1455), автора знаменитых восточных «Врат Рая» Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет «Мадонна, поклоняющаяся младенцу» восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера, создававшим тонкие композиции в мраморе Дезидерио да Сеттиньяно (около 1430‒1464). На работах в мраморе специализировался и другой ведущий скульптор Флоренции ‒ Антонио Росселлино (1427‒1479). Его барельеф «Мадонна с младенцем» был очень популярен во второй половине ХV века и много раз повторялся в разных материалах. Среди повторений и экспонируемая гипсовая композиция «Мадонна с Младенцем». (1470-е (?)). Рельеф «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем (около 1490-г) с оригинала флорентийского скульптора Бенедетто да Майано (1442‒1497), расписанный с большим мастерством, своим тонким настроением напоминает о Мадоннах, созданных примерно в то же время Сандро Боттичелли (1445‒1510).

Техника майолики, изобретателем которой считается флорентийский скульптор Кватроченто Лука делла Роббиа (1400‒1482), позволила придать скульптуре более яркие цвета и обеспечить ее лучшую сохранность. На выставке представлены работы создававшиеся в мастерской семьи делла Роббиа вплоть до начала XVI века: Богоматерь, поклоняющаяся младенцу; Святой Себастьян (около 1510), Мальчик с флейтой (около 1500); Мальчик с гирляндой (около 1500) и другие.

Примером портретной пластики второй половины ХV столетия является уникальный в коллекции музея «Мужской портрет» из терракоты, созданный около 1500 года последователем Бенедетто да Майано (1442–1497).

Отдельную группу экспонатов составляют бюсты из терракоты, исполненные под влиянием одного из самых крупных скульпторов Флоренции второй половины XV века ‒ Андреа Верроккьо (1435‒1488). Созданные Вероккьо образы Христа оказали большое влияние на современников. Вплоть до начала ХVI века мастера в той или иной степени варьировали их, в частности, на выставке можно увидеть Бюст Христа из терракоты (1480–1490-е), восходящий к одному из произведений скульптора. Особой тонкостью исполнения и тщательной проработкой деталей отличается выразительный бюст Юноши Святого (начало 1470-х).

«Скульптуры, представляющие художественный и духовный мир Флоренции, происходят из разных и очень знаменитых коллекций. Они связаны с такими звучными в истории коллекционирования именами, как великая княгиня Мария Николаевна, М. П. Боткин, А. П. Базилевский, А. С. Долгоруков, П. С. Строганов. При этом большая часть эрмитажного комплекса флорентийской скульптуры поступила в музей после 1917 года. Недавно Эрмитаж приобрел новую замечательную коллекцию итальянского искусства, собранную петербуржцами Ларисой и Олегом Шушковыми, в ее составе – шесть рельефных композиций. Это ‒ одна из «тихих сенсаций», послуживших поводом снова описать наше собрание и представить его полностью на единой выставке», ‒ пишет во вступлении к каталогу Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Выставку дополняет фильм (предоставлен центром «Лео-Лев»), посвященный реставрации статуи «Архангел Гавриил», из города Сан-Дженнаро (Тоскана, Италия), проведенной в 2019 году в старейшем реставрационном учреждении Флоренции – Opificio delle Pietro Dure, под руководством д-ра Лауры Сперанца.

Реставрационная подготовка экспонатов выставки осуществлена под руководством заведующей Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Т.А. Барановой реставраторами Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня: Е. М. Андреевой, А. А. Андрохановым, А. М. Богдановой, А. В. Боголюбовым, В. А. Клур; реставраторами Лаборатории научной реставрации предметов из органических материалов: Е. Г. Маньковой, М.В. Мичри, Е. В. Козловой, Я. П. Мотолянец, Т. С. Столяровой. Также в этой работе принимали участие: заведующая Лабораторией биологического контроля и защиты О. Л. Смоляницкая и научный сотрудник И. А. Калинина.

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Скульптура Флоренции в XV веке» (2022). Каталог предваряет вступительное слово Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа ‒ «Тихие сенсации».
Авторы статей каталога: Сергей Андросов («Скульптура Флоренции ХV века в собрании Эрмитажа»); Екатерина Андреева, Александра Богданова («Реставрация полихромной терракотовой и гипсовой скульптуры XV века в Государственном Эрмитаже»); Оресте Руджиеро («Две статуи из Сан-Дженнаро»).
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Куратор выставки ‒ Сергей Олегович Андросов, Заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения.

Материалы из архива: