Выставка «Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века».

Ткачев С.П. Лето.1991. Холст, масло. 120х140.
Иванов В.И. Крым. Козская долина. 1946-1999. Холст, масло. 160х220.
Выставка охватывает период с 1950 по 2000-е годы и призвана расширить представление о творчестве художников.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 4 июля, 2012 (Весь день) по понедельник, 8 октября, 2012 (Весь день)
Адрес: 
наб. кан. Грибоедова д. 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В залах Корпуса Бенуа открыта выставка произведений художников послевоенного времени, развивающих в своем творчестве традиции русского реализма. Около 100 работ живописи, графики и скульптуры из московского частного собрания будут впервые представлены широкой публике. Выставка охватывает период с 1950 по 2000-е годы и призвана расширить представление о творчестве художников, известных зрителям по постоянной экспозиции Русского музея.
В состав выставки вошли произведения из коллекции Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание»: живописные произведения классиков советского искусства – Гелия Коржева, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Валентина Сидорова, Владимира Стожарова, Виктора Иванова, Алексея Грицая, Сергея Герасимова, Петра Оссовского, Николая Андронова, Натальи Егоршиной, Ивана Сорокина, Юрия Кугача и произведения скульпторов – Михаила Переяславца, Ивана Коржева, Александра Бурганова. Выставка знакомит также и с работами мастеров менее известных широкому зрителю и не участвовавших ранее в выставках Русского музея: Андрея Курнакова, Александра Грицая, Михаила Кугача. Коллекция включает в себя знаковые произведения второй половины ХХ века, широко охватывая все многообразие стилей и художественных приемов, сосуществовавших внутри синтетического жанра «соцреализм». Реализм, как манеру изложения, авторы трактуют достаточно вольно, обращаясь то к импрессионизму, то к абстракционизму и примитивизму. Для них «реализм» – это не форма, а содержание, бескомпромиссная «правда жизни».
Расцвет творчества представителей русской реалистической школы, которых также называют «шестидесятниками», пришелся на послевоенное время и период «оттепели». Этих талантливых мастеров объединяют и схожая судьба, и отношение к жизни, и к профессии. Гелий Михайлович Коржев так сказал о своих современниках: «Шестидесятники — это, прежде всего, люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи...» Годы войны, выпавшие на юность и пору становления этого поколения, навсегда изменили их судьбы и заложили в творческий характер каждого из них нравственные обязательства перед зрителем и перед самим собой. «Быть духовными летописцами современности» - эти слова Гелия Коржева стали художественным заветом «шестидесятников». Живописная свобода, присущая этим авторам, открыла принципиально новый этап в развитии традиций русского реализма, пришедшего на смену предшествующему искусству.
Объединяет этих художников, различных по эмоциональному накалу, по пониманию законов стиля, по творческим методам, - общая любовь к родной земле, к эпохе, принципиальный взгляд на искусство как на служение правде. Характерной чертой творчества художников-«шестидесятников» является уход от прямолинейных решений, помпезности, шаблонных персонажей, и возвращение к вечным темам — правды, красоты, любви. Они повествуют о людях, их судьбах, быте, о жизни такой, как она есть. В этот исторический момент они сумели преодолеть излишнюю мифологизацию, лакировку советской действительности; для них остался в прошлом культ безупречного тела и «правильного» характера – черты, присущие большому сталинскому стилю. Настоящие, далеко неидеальные люди, их простые заботы, недавно пережитые страхи – жизнь в ее повседневных проявлениях впервые вышла на первый план изобразительного искусства. «Шестидесятники» практически не изображали исторических событий второй половины XX века. Самую важную роль в творчестве этих художников играет взаимоотношение творца и общества как такового. Внимание и любовь сосредоточены на духовном, эмоциональном состоянии героев их произведений. Силу народа, делающую его непобедимым, «шестидесятники» видели в корнях этого народа, поэтому главные сюжеты их творчества — деревенская, крестьянская жизнь, близкая и знакомая большинству от рождения. Таковы идиллические картины русской и советской деревни в живописи Валентина Сидорова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, проникнутые нежностью к родной природе, к повседневным заботам людей, наполненные радостью мирного времени. Их творчество продолжает линию, начатую Аркадием Пластовым в его народных картинах.
Другая грань русского реализма - «суровый стиль» - представлена работами Виктора Иванова и Петра Оссовского. Эти мастера создают не просто персонаж, но духовно сильную личность, воплощая ее посредством обобщенности форм и монументализации образа. При этом пейзажный жанр обогащается иными эмоциональными красками, наполненными внутренним драматизмом. В картинах Владимира Стожарова патриархальность деревенской жизни Русского Севера обрела вневременной, былинный характер. Его младший современник Александр Грицай отражает жизнь северных деревень с глубокой болью. Он, искренне переживая, повествует зрителю об их запустении и скорой гибели, о безвозвратно утрачиваемых вековых традициях народа.
На выставке можно увидеть уникальную коллекцию картин Гелия Коржева — центральной фигуры реалистической школы этого периода. Его работы полны трагических размышлений о судьбе человека и его месте в мире. Художник относится к искусству как к миссии, служению. Задачу всей своей жизни Коржев видел в непрестанной, кропотливой работе, в приближении к правде жизни и к истине. Также на выставке представлены работы мастеров старшего поколения - Сергея Герасимова и Алексея Грицая, благодаря которым сохранялась непрерывная нить реалистической школы. Ценность преемственности в профессии художника, живописная традиция, воспринимались ими как личная ответственность, и многие воспитанные ими современные художники по праву считают себя их наследниками. И сегодня художники, ставшие уже классиками русской реалистической школы второй половины ХХ века, остаются верными своим героям, сюжетам, своим принципам и высокому служению искусству

Материалы из архива: