Выставка «Эмали мира».
Экспозиция знакомит зрителей с развитием эмальерного искусства во времени и в географическом пространстве. На выставке собраны работы, созданные в течение трех столетий - с 1700 до 2000 года мастерами Европы, Дальнего Востока, мусульманских регионов.
Эмаль - это сложный по составу стекловидный сплав, в который добавляются окислы различных металлов, придающие тот или иной цвет в зависимости от металла. К XVIII столетию европейскими мастерами уже были разработаны почти все основные техники изготовления эмалевых изделий. Самая ранняя из них выемчатая эмаль - техника, при которой рисунок вырезается в толще металла, получившиеся при этом углубления заполняются порошком эмали, затем предмет обжигается и полируется. При создании перегородчатой эмали на металлической пластине вырезается рисунок, по контуру которого напаиваются полоски из расплющенной проволоки, поставленные на ребро. Образовавшиеся ячейки заполняют порошком эмали и обжигают. Разновидностями перегородчатой эмали является эмаль по скани и витражная эмаль. В последней отсутствует металлическая основа и эмалью заполняют каркас-рисунок из проволоки. В технике расписной (живописной) эмали краски наносятся и обжигаются на уже подготовленную эмалированную поверхность. Поскольку для разного цвета эмалей требуется разная температура плавления, то обжиг повторяют многократно.
Техники и технологии на протяжении этих трех веков усложнялись, обогащались новыми изобретениями. Развитию этого вида искусства, как и другим, способствовало покровительство, которое оказывалось европейскими дворами и аристократией мастерам, создававшим предметы роскоши. В XIX веке круг заказчиков расширился за счет богатой буржуазии. Многочисленные художественно-промышленные выставки также активизировали творческую деятельность эмальеров.
Изделия из эмали во все времена высоко ценились. Выполненные искусными мастерами они часто использовались в качестве дорогостоящих подарков наряду с изделиями, украшенными драгоценными камнями. Международные выставки стимулировали рынок художественных эмалей промышленного производства. Однако спрос на изделия ручной работы сохранялся.
Если в XVIII веке европейские мастера делали вещи для восточного рынка, то в XIX столетии Европа была очарована изделиями китайских и японских мастеров. При этом перемещались не только изделия ювелиров и эмальеров, но и сами мастера переезжали из страны в страну, принося в нее новые знания, и в то же время, получая их. Взаимовлияние и взаимообогащение обусловили высокий уровень искусства эмали в эти три столетия.
В середине и во второй половине XIX века художники обратились к искусству прошлого, к эпохам наиболее плодотворным в национальном искусстве. В западной литературе этот период стали называть Revivalism, что должно обозначать Возрождение.
Кураторы выставки - доктор искусствоведения Марина Николаевна Лопато, Государственный Эрмитаж и профессор Хейдн Вильямс, Лондон.
О коллекционере:
Профессор Нассер Д. Халили, почетный член Школы исследований восточного и африканского искусства Лондонского университета, является ученым, коллекционером и филантропом. С 1970 года им было собрано пять крупнейших коллекций, находящихся под покровительством Семейного Фонда Халили. В числе этих собраний - Искусство исламского мира (700-1900), Японское искусство периода Мейдзи (1868-1912), Шведский текстиль (1700-1900), Дамасский металл Испании (1850-1900), Эмали мира (1700-2000). Коллекции насчитывают около 25000 экспонатов, почти 90% из них опубликовано в 40 каталогах. Многие экспонаты были представлены на выставках крупнейших музеев мира.
Профессор Халили внес большой вклад в изучение исламского искусства, организовав кафедру в Лондонском университете. Он спонсирует Исследовательский центр искусства и материальной культуры Среднего Востока Халили в Оксфордском университете, является членом Фонда Маймонидов, который способствует установлению мира между мусульманами и евреями.
Профессор Халили является членом Попечительского Совета города Иерусалима, кавалером королевского ордена Фрэнсиса I. Его святейшество Папа Иоанн Павел II возвел его в кавалеры папского рыцарского ордена Святого Сильвестра, а его святейшество Папа Бенедикт XVI возвысил до Командира Рыцарского ордена за его усилия по сохранению мира и культурного сотрудничества народов.