Корпоративное единство.
В Николаевском зале Зимнего дворца в рамках перекрестного года России в Голландии и Голландии в России открыта выставка групповых портретов XVI-XVII веков из Амстердамcкого музея.
Настоящая экспозиция относится к числу исключительных художественных событий: сложно представить себе более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты Золотого века, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой Республики.
На выставке представлено двенадцать большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея. Транспортировка таких экспонатов сопряжена с тщательной подготовительной работой и требует особой осторожности. Размеры самого монументального из полотен (Группового портрета стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена кисти Говерта Флинка) достигают двух с половиной метров в высоту и более пяти метров в длину.
Выставленные работы представляют три характерных, хотя и не исчерпывающих всего многообразия, типа композиций – портреты попечителей благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей), сцены анатомических уроков с участием известных медиков и изображения членов стрелковых корпораций.
Регенты и регентши богоугодных заведений осуществляли важную социальную функцию амстердамской элиты: заботу о слабых и неимущих горожанах. Ответственное и неукоснительное соблюдение своих обязанностей, требовательность к персоналу и бережливость в управлении хозяйством считались их главными добродетелями. Облаченные в строгие черные одежды попечители, исполненные благочестия и достоинства, всегда предстают на портретах за служебными занятиями.
Несомненным успехом пользовалась и другая специфическая форма изображений, которая известна зрителю под названием "Уроки анатомии". Эта новая для искусства XVII века тема возникла как отражение острого интереса к познанию физической структуры человека, повлекшего за собой небывалый прогресс медицины. Портреты голландских медиков носят мемориальный характер. Во многих из них присутствует таблица с упоминанием имен изображаемых лиц. Сегодняшнего зрителя, возможно, озадачивает натуралистический характер некоторых сюжетов, но современников нисколько не смущало присутствие в таких произведениях демонстрационного материала – скелетов и тел публично казненных преступников. Искусность голландских медиков и их профессиональная сплоченность считались самыми важными качествами в контексте таких изображений.
Среди заказчиков групповых портретов особое место принадлежало гражданской милиции, членами которой были горожане в возрасте от восемнадцати до шестидесяти лет, обеспечивавшие покой и безопасность своих граждан. Запечатленные на полотнах отряды городской гвардии в доспехах со знаменами, на которых начертаны патриотические девизы, служили идеальным воплощением единства нации, готовой на любые жертвы ради политической, религиозной и экономической свободы. Начиная с середины XVI столетия, изображения трех стрелковых корпораций Амстердама – лучников, арбалетчиков и аркебузиров – становятся важной темой живописи. За пределами Нидерландов образцы этого вида живописи встречаются крайне редко. Тем важнее знать, что именно в России в собрании Государственного Эрмитажа находятся два выдающихся ранних групповых портрета, исполненных крупным амстердамским живописцем Дирком Якобсом.
Куратор выставки – Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.