Лазурь и золото Лиможа: Эмали XII - XIV веков.

Даты проведения: 
с 22 июня 2009 по 6 февраля 2010
Место: 
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

Выставка в Синей спальне Зимнего дворца (Зал N 307) посвящена лиможским выемчатым эмалям. Основная часть экспонатов (их на выставке более 70) относится к концу XII - началу XIII века, "золотому веку" лиможских мастерских. Одни из них уже знакомы зрителю по постоянным экспозициям в Романовской галерее и Галерее драгоценностей, другие хранятся в фондах Эрмитажа. Экспозиция дает возможность показать их вместе, проследив все этапы развития лиможского производства.
Лимож - один из тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известность благодаря изделиям местного производства. Как Дельфт стал знаменит своим бело-голубым фаянсом, бельгийский Динант стал именем нарицательным для изделий из литой бронзы (dinanderie), так Лимож прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии до Палестины.
В XII-XIV веках весь христианский мир знал "Opus Lemovicense" ("лиможскую работу"), как тогда называли лиможские эмали. Но город Лимож был известен в то время не только эмалями. В XI-XII веках это крупнейший центр религиозной жизни Франции. Через него проходил и назывался лиможским один из четырех путей паломничества ко гробу св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела, а в аббатстве Сен-Марциал находились мощи св. Марциала - крестителя Аквитании, который почитался здесь как тринадцатый апостол. В городе и его окрестностях было около тысячи церквей, и в каждой хранились свои драгоценные святыни. Считают, что возникший здесь спрос на церковную утварь и сыграл определяющую роль в развитии эмальерного производства. Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерские становятся основным ее производителем в Европе.
Предметы изготавливались из простых материалов. Основой служила медная пластинка, в которой вырезались выемки, - это и дало название технике. Выемки заполнялись стекловидной массой с добавлением оксидов металлов, которая при обжиге прочно сплавлялась с основой. При этом эмали были исполнены на уровне произведений ювелирного искусства. Такая замена казалась вполне равноценной, ведь в Средние века золото и серебро ценились главным образом за их способность взаимодействовать со светом. В лиможских эмалях медь полностью покрывалась позолотой, а цветные эмали, обогащавшие поверхность игрой красок, в некоторой степени даже имели преимущество перед изделиями из драгоценных материалов. Кабошоны из стеклянной пасты или прозрачного стекла с подложкой из фольги играли роль самоцветов. Высокие эстетические качества и небольшая стоимость делали лиможские изделия доступными и привлекательными для любой церкви.
Церковная утварь составляет основную часть экспонатов выставки. Это литургические сосуды - пиксиды, или сибориумы, в которых хранились гостии (облатки для причастия), книжные переплеты, процессионные кресты, подсвечники, епископские посохи. Один из наиболее интересных типов лиможской продукции - ларцы-реликварии для мощей святых.
Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону. С конца XII века производство постепенно ускорялось, пока не приобрело масштабы массового. Первым шагом стал переход от золотых фонов к синим, поменявший местами эти две цветовые категории. Сначала фоны покрывали тонким гравированным орнаментом и золотили. С конца XII века в резерве стали оставлять фигуры, а фоны, наоборот, полностью покрывали эмалью и украшали различными орнаментами - розетками, дисками, звездами, псевдокуфическими надписями, растительными побегами. С тех пор лиможские изделия приобретают "классический" вид, хорошо знакомый современному зрителю. Это технологическое новшество позволило значительно упростить и ускорить работу. Но и в середине XIII века появляются редкие по качеству произведения - такие, как фигура Мадонны с младенцем. Они принадлежат уже новой, готической эпохе. Помимо памятников XII - XIV веков на экспозиции представлены и несколько изделий XIX века - стилизации и подделки, отражающие возрождение интереса к этой технике в эпоху историзма.
Если раньше в Лиможе производилась в основном церковная утварь, то теперь мастера ориентируются и на вкусы нового заказчика - светской знати. Появляются новые типы предметов: жемельоны - парные чаши для омовения рук, складные походные подсвечники, а также новые темы: куртуазные сцены и геральдика.
Куратор выставки - Е. Н. Некрасова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы