Новая старинная музыка

Даты проведения: 
с 18 июля 2016 по 11 августа 2016
Адрес: 
пл. Чернышевского, 6
Санкт-Петербург
Россия

Готовящаяся ретроспективная выставка «Новая Старинная музыка» посвящена семидесятилетию Виталия Цилиакуса, петербургского художника и педагога. Основной костяк выставки будет составлен из работ, созданных за последние шесть лет.
Название выставки по-своему символично. Россия в ХХ веке, по мнению Виталия Борисовича, щедро поделилась с миром новыми направлениями в развитии искусства – это и деятельность художественного объединения «Мир искусства», и новаторство «Дягилевских сезонов», и «творчество Н. Рериха, М. Шагала, К. Петрова-Водкина, М. Чурлёниса, П. Филонова» и других замечательных художников. Творческие поиски этих художников Виталий Цилиакус называет «дарами Миру», но они не всегда понятны современному человеку и до сих пор не в полной мере оценены. Автор экспозиции уверен, что «упомянутые художники не отрицают человека как такового «ни в летающих любовниках Шагала, ни в сияющих, которым нет дела до их собственного сияния, у Рериха, ни в заключённых в сферичность у Петрова-Водкина, ни в музыкальных молниях, бьющих в древние пирамиды, у Чурлёниса или в его надмирной «Сказка королей»». А вот в современном искусстве Запада, напротив, - считает Виталий Борисович, - «все чаще звучит беда, отчаяние, неприкаянность и ненужность человека, а заодно и бытия, т. е. перечёркиваются все ценности мироздания, низводя сложное и глубокое в человеке к нужно-необходимому и относительно простому». Не отрицая каждодневную потребность в еде, одежде и жилье, художник с горечью замечает, что «среди людей немало тех, кому живопись и хорошая музыка вовсе не нужны», поэтому он искренне радуется, что не перестают рождаться «художники, стремящиеся передать с замиранием сердца тончайшие переходы непередаваемого ни на одном языке мира оттенки цвета». Именно они, - уверен автор экспозиции, - и «есть наше сокровище, наше настоящее и будущее». Считая реализм самым естественным и комфортным направлением в искусстве, Виталий Цилиакус воспринимает его «как Путь души, связующий художника с душами, воспринимающими творчество людей. Художник согласен, что «реализм 21-го века не может выглядеть как реализм совсем древней пещеры Альтамира, или как мощное, холодное, интеллектуальное творчество Дали, или взволнованная рисующая живопись Ван-Гога, как бегство к основам бытия Гогена, или как безысходное откровение Модильяни. Поэтому найти свой путь познания нового реализма человеку ищущему нелегко. Этот путь, как сложная для восприятия старинная музыка, понимание которой приходит со временем, а любовь остается навсегда.
Более тридцати лет Виталий Борисович Цилиакус преподавал в Московском районе Санкт-Петербурга. Сначала - педагогом рисунка, живописи, композиции в художественной школе № 13, затем как организатор собственной художественной студии ЭХО на базе 507-й общеобразовательной школы в 1992 г., а с 1993 года - в физико-математической школе-лицее № 366. В 2002 году свое десятилетие студия ЭХО отметила большой выставкой в музее Н.К. Рериха в Москве. А 200-я выставка, посвященная 20-летию студии, где впервые вместе с учениками выставил свои работы Цилиакус В. Б., состоялась в 2012 году в Выставочном зале Московского района. При этом десять из двухсот выставок студии состоялось за рубежом (в США, Франции, Индии и Финляндии).

Материалы из архива: