Кто придумал букву Э?

Даты проведения: 
с 17 февраля 2019 по 31 марта 2019
Место: 
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Эта выставка – дань памяти петербургскому графику и дизайнеру Аскольду Ивановичу Кузьминскому (1938–2005), автору логотипов Государственного Эрмитажа, Ленинградского метро, Елисеевского магазина, Диплома почетного гражданина Санкт-Петербурга.

А.И. Кузьминский закончил Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, и до середины 1990-х годов работал в Ленинградском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Его первая встреча с музеем состоялась в эрмитажной археологической экспедиции 1960-го года, под руководством Г.П. Гроздилова, в Пскове. Начиная с этого времени А.И. Кузьминский считал себя неразрывно связанным с Эрмитажем: здесь служила его супруга, работали многие его друзья. В середине 1990-х годов эта связь воплотилась в работе над созданием фирменного графического стиля Государственного Эрмитажа.

В декабре 2008 года в Зимнем дворце были представлены некоторые материалы, связанные с работой Кузьминского над логотипом музея. Настоящая выставка является продолжением той экспозиции и расширяет границы нашего понимания творчества мастера.

На выставке представлены две грани творчества А.И. Кузьминского. Первый раздел знакомит с ранней графикой в основном 1960-х годов. В этих работах еще совсем молодого художника, практически неизвестных зрителю, виден серьезный сформировавшийся мастер. Во многих из них А.И. Кузьминский смешивает, казалось бы, несовместимые техники и пробует материалы в необычном использовании. Самый характерный пример в этом поиске – двойной портрет, изображающий самого автора (А.И. Кузьминского) и брата его жены (Б.З. Докторова). Для создания границ фона художник использовал линейку, а в качестве рисующего материала – копировальную бумагу, протирая которой по изображению, он добивался различной глубины тона. Среди графических работ также представлены цветные пейзажи, выполненные пастелью, восковыми мелками и акварелью.

Вторая часть выставки посвящена Кузьминскому – дизайнеру, прежде всего, разработке фирменного графического стиля и логотипа Эрмитажа. Аскольд Иванович пытался объединить русскую и латинскую (английскую) версию логотипа, искал в характерных и знакомых эрмитажному зрителю произведениях мотивы. Это и звери из скифских украшений, и решетка ворот Большого двора Зимнего дворца. Творческий поиск отражает и шутливый подход автора. Это видно, например, на листах с логотипами «Рубенс в Эрмитаже», «Собчак в Эрмитаже», логотипами некоторых эрмитажных отделов и подразделений, знаками директора и главного хранителя, и в пригласительном билете на открытие «общественных помещений под Иорданской лестницей».

На выставке также представлены книги, которые были оформлены А.И. Кузьминским. Он много работал в книжном дизайне, оформил двухтомник рассказов Эдгара По, «Вечера с Петром Великим» Даниила Гранина, книги «Володин. Первые воспоминания», «Театр Резо Габриадзе». Значимое место занимают воспоминания «Memoire», написанные художником, им же иллюстрированные и опубликованные за свой счет маленьким тиражом.

Большинство экспонатов на выставке, предоставленных сыном художника Константином Кузьминским, показаны впервые.

Куратор выставки – Николай Леонидович Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы