Выставка «Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего».

Деревенский праздник. 1646 г. Давид Тенирс Младший. Фландрия. Холст, масло. Переведена со старого на новый холст в 1868 году. Слева внизу подпись: DAVID TENIERS FEC. На знамени с изображением Св. Георгия дата: 1646.
Пастушка. 1650-е гг. Давид Тенирс Младший. Фландрия. Холст, масло.
Выставка приурочена к 400-летию со дня рождения выдающегося фламандского художника.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 15 октября, 2010 (Весь день) по воскресенье, 16 января, 2011 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Выставка "Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего" приурочена к 400-летию со дня рождения выдающегося фламандского художника. Уникальное эрмитажное собрание картин мастера - одно из лучших в мире, отличается тематическим разнообразием произведений и высоким художественным уровнем. Музей обладает тридцатью тремя картинами, созданными, преимущественно, в период расцвета деятельности живописца (1640-1650-е гг.). Среди представленных на юбилейной выставке эрмитажных картин мастера немало подлинных шедевров. Они демонстрируют основные грани искусства Тенирса и позволяют раскрыть своеобразие его стиля.
Давид Тенирс Младший прославился как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта, показавший неисчерпаемые внутренние возможности этого сюжета. Он стал продолжателем лучших традиций нидерландской жанровой живописи XVI века. Художник пользовался при жизни огромной славой. Он был обласкан сильными мира сего, которые буквально завалили живописца заказами. Покровителями Тенирса были эрцгерцог Леопольд Вильгельм и испанский король Филипп IV.
Художник родился в 1610 году в Антверпене в семье живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего (1582-1649), учился у своего отца, в мастерской которого начинал свою деятельность в 1626 году. В 1632/33 годах Давид Тенирс Младший становится членом антверпенской гильдии св. Луки.
Молодой мастер работает в самых разнообразных жанрах, пишет портреты исторических деятелей, групповые портреты членов стрелковых гильдий, религиозные, аллегорические и мифологические композиции, бытовые сцены, натюрморты, пасторали, пейзажи.
В начале 1630-х годов Тенирс испытывает влияние известного мастера бытовых сцен Адриана Браувера (1605/06-1638), о чем свидетельствуют "Крестьяне, играющие в кости". Но постепенно он перестает подражать Брауверу. Выработать свой стиль молодому живописцу помогает знакомство с творчеством Питера Брейгеля Старшего.
Деревенский праздник. 1646 г. Давид Тенирс Младший. Фландрия. Холст, масло. Переведена со старого на новый холст в 1868 году. Слева внизу подпись: DAVID TENIERS FEC. На знамени с изображением Св. Георгия дата: 1646.В определённом смысле Тенирс "породнился" с традицией брейгелевского искусства, благодаря женитьбе в 1637 году на Анне Брейгель, внучке Питера Брейгеля Старшего и дочери Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625). Основную часть приданого Анны составили картины и рисунки её деда и отца. Изучение этих работ имело решающее значение в развитии жанровой живописи Тенирса.
В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс пишет первую картину на сюжет "Крестьянская свадьба". До наших дней дошли еще пять его композиций на эту тему, в том числе и эрмитажная, исполненная в 1650 году. В них Тенирс, основываясь на брейгелевской традиции, показывает за столом невесту одну, без жениха. Подобно Брейгелю он смотрит на своих героев с лёгкой иронией. Неслучайно во многих его работах, в том числе в пяти эрмитажных, непременным элементом является прикреплённый к стене рисунок мужской головы. Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и воспринимается как дополнительный, помимо подписи, авторский знак.
С 1637 года начинается зрелый этап творчества мастера. Тенирс создаёт мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций; предпочитает изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе ("Крестьяне, играющие в шары"). Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передает сцены деревенского труда - уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим - отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646 и 1648 годов на сюжет "Деревенский праздник").
В 1640-е годы происходит трансформация стилистических приемов мастера. Теперь Тенирс стремится к простоте, уравновешенности и ясности композиции. На смену монохромной живописи, доминирующей в 1630-е годы, приходит яркий, сочный колорит с золотистым тоном. Позднее, в 1650-е годы, на смену золотистому тону постепенно приходит более изысканный, серебристо-голубоватый. В сложившейся в эти десятилетия художественной манере мастер будет работать до конца жизни.
Представления Тенирса о современном художнике-жанристе выразились в эрмитажной картине "Живописец в своей мастерской" (1641 г.). Полемизируя с коллегами, идеализирующими свой облик, он противопоставляет им образ художника-реалиста, работающего с натуры, но доверяющего, прежде всего, своему видению мира.
Пастушка. 1650-е гг. Давид Тенирс Младший. Фландрия. Холст, масло.К бесспорным шедеврам Тенирса относится "Групповой портрет членов стрелковой гильдии "Oude Voetboog" ("Старый арбалет") в Антверпене", написанный в 1643 году. Важная особенность эрмитажного произведения заключается в том, что групповой портрет (в картине насчитывается около двухсот персонажей) помещён художником в городском пейзаже, три четверти пространства которого занимает архитектура. Доминанта архитектурных форм отличает эрмитажное полотно от аналогичных по сюжету, но более ранних по времени групповых портретов Франса Халса и Рембрандта, в работах которых преобладали портретные задачи. Для Тенирса заказ гильдии явился первой большой и ответственной работой, с которой он блестяще справился. Картину поместили в зале заседаний здания гильдии "Старый Арбалет". Создание столь престижного полотна выдвинуло Давида Тенирса Младшего в первый ряд фламандских живописцев.
Достигнув поры расцвета, в 1646 году художник пишет большое, монументальное полотно "Кухня" - еще один шедевр эрмитажного собрания. Произведение синтезирует в себе бытовой, аллегорический, портретный жанры и натюрморт. Сюжет "Кухни" дал Тенирсу возможность изобразить в единой композиции аллегорию сразу четырёх стихий. Земля и Вода представлены плодами, дичью и различными видами рыб. Огонь - жаровней на столе и очагом. Воздух олицетворяет фигура сокольничего с соколом в руке.
В 1651 году Леопольд Вильгельм назначает Давида Тенирса Младшего придворным художником и хранителем пинакотеки. Мастер с семьей переезжает в Брюссель, где сразу приступает к выполнению многочисленных обязанностей. Он участвует в приобретении картин, составляет подробную инвентарную опись художественных произведений, воспроизводит шедевры коллекции на картинах. Леопольд Вильгельм дарил изображения своей пинакотеки членам императорской семьи, находившимся в Вене и Мадриде, тем самым, способствуя славе и популярности живописца.
В 1651 году по поручению Леопольда Вильгельма Тенирс едет в Англию. В Лондоне он, вероятно, увидел один из трех вариантов аллегорического портрета кисти Антониса ван Дейка "Леди Венеция Дигби в виде Благоразумия" (около 1633-1641 гг.). После этой поездки Тенирс создает композицию "Аллегория благоразумия, побеждающего земную суету". Морально-назидательные мотивы характерны не только для этой картины мастера. Так, тема преодоления чувственных соблазнов возникает в произведениях Тенирса, посвященных образу св. Антония. Две эрмитажные композиции на сюжет "Искушение св. Антония" иконографически, в особенности изображение в них "нечистой силы", ведьм, демонов, фантастических животных, восходят к произведениям Иеронима Босха (1450-1516), но по-своему трактуются Тенирсом. Если образ главного героя, созданный Босхом, наделён мужественностью и непоколебимостью духа, то в эрмитажных произведениях Тенирса св. Антоний производит впечатление безвольного, слабохарактерного старика.
Следует отметить еще одну область творчества художника. Во Фландрии на протяжении всего XVII века были популярны изображения церковных интерьеров. Тенирс нередко писал для них стаффаж, "оживляя" фигурками людей пустое пространство. Эрмитажный "Интерьер антверпенского собора" является образцом подобной работы Тенирса и Петера Неффса Младшего (1620 - после 1675 г.).
Пасторальные сцены, являющиеся разновидностями бытового жанра, представлены на выставке парными картинами мастера "Пастушок" и "Пастушка" (1650-е гг.). Их персонажи кажутся юными актерами, одетыми в театральные костюмы и умело исполняющими порученные им роли. Обаяние юности, восхитительно переданное художником, спасает здесь Тенирса от появившейся позднее излишней сентиментальности в трактовке персонажей.
Творчество Тенирса завершило блистательное развитие фламандской живописи XVII века и во многом предвосхитило стиль тех художников-жанристов начала XVIII столетия (прежде всего Антуана Ватто), которые работали преимущественно в малых формах станковой живописи. Наследие Тенирса чрезвычайно велико. В каталогах музеев и частных галерей упоминаются сотни работ художника.
Куратор выставки Наталья Павловна Бабина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: