Настало никогда.
NAMEGALLERY представляет новый проект Родиона Китаева «Настало никогда. Котик летает». Куратор — Алексей Масляев.
Проект «Настало никогда. Котик летает» посвящён исследованию зыбких и трепещущих образов, которые напоминают о формировании сознания человека в детском возрасте. Экспозицию составляют крупноформатные яркие живописные полотна, сказочно иллюстративные вышивки и объекты-игрушки. Работы Родиона Китаева создают ощущение неустойчивости, хрупкости и туманности, словно предлагая зрителю заглянуть в глубины детской психики и её особую восприимчивость.
Реальности произведений Китаева производят схожее впечатление. Их миры еще не сложились, не обрели очертания; как при расфокусированном взгляде, когда видимые стороны реальности превращаются просто в цветные пятна, пульсирующие как призрачные красочные следы когда-то увиденного и пережитого; лишенные материальности они существуют, как абстрактное полотно, в виде красочных завихрений, всполохов и вспышек света; черноты космической беспредельности и океанических глубин, впадин памяти; театрального занавеса или глухой декорации для воспоминаний.
Художник рассказывает о детстве, пришедшемся на 1990-е и не состоявшемся в связи с социополитическими обстоятельствами в стране.
Эти события и сцены — места без места и вне линейной хронологии, в которых «…не было ни пространства, ни времени… И вместо этого было: — состояние натяжения ощущений; будто все-все-все ширилось: расширялось».
Словно какой-то катаклизм, катастрофа, коллапс («А что случилось?..») перетряхнул пространственно-временной континуум и нарушил его ход. В образовавшихся складках возникли довременные миры, небывалости, аномалии; «настало никогда» («Настало никогда» — это строка из стихотворения Александра Блока 1909 года).
Этого ощущения безвременья от своих произведений Китаев добивается и с помощью сюрреалистических, сновиденческих мотивов.
Он переструктурирует реальности через метафоры, которые суть соединение двух не совпадающих по смыслу элементов в третьем. Такой подход оказывается близким практикам сюрреализма, один из основоположников которых Андре Бретон говорил, что сюрреализм определяется как разрушительное сопоставление двух более менее чуждых друг другу реальностей.